Вестник №3, 2018

          

ЭКОНОМИКА, ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯМИ, ОТРАСЛЯМИ, КОМПЛЕКСАМИ

 

 Организационные формы активизации потенциала устойчивого развития городов: зарубежный и российский опыт

УДК 332.1

М.Н. Макарова, Институт экономики Уральского отделения РАН (Екатеринбург, Россия)

Данная статья посвящена обзору зарубежного и отечественного опыта по наращиванию потенциала устойчивого развития городов. Актуальность данной темы исследования связана с тем, что малые и средние города, с одной стороны, обеспечивают связанность социально-экономического пространства регионов России, а с другой – имеют более низкое качество жизни по сравнению с мегаполисами, в связи с чем активно теряют собственное население. Именно поэтому возрастает научный интерес к проблематике развития малых городов и поиску путей разрешения обозначенной проблемы. Автором рассматривается зарубежный опыт по наращиванию потенциала устойчивого развития городов. Выделены три преимущественных организационные формы реализации политик устойчивого городского развития. Изучен опыт ООН и ЕС по формированию наднациональной политики городского развития, а также представлены ассоциативные формы взаимодействия стейкхолдеров по обмену лучшими практики по активизации развития городов. Проанализирована практика по формированию политики городского развития в России. Определено, что исходя из мирового опыта, одной из наиболее перспективных форм реализации принципов устойчивого развития на уровне российских городов является расширение практики применения механизмов межмуниципального сотрудничества и стратегического планирования, определены их позитивные стороны, а также очерчены наиболее сложные препятствия на пути повышения эффективности городского развития.

Ключевые слова: малый город, организационные формы, устойчивое развитие, стратегия, межмуниципальное сотрудничество, потенциал.

Список литературы

  1. Булдакова Н. Б. Проблемы и перспективы развития малых городов России // Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2011/1. Вып.1. С. 166-169.
  2. Бутова Т.В., Пухова М.М., Щукин И.А. Проблемы и перспективы становления института межмуниципального сотрудничества в России // Управленческие науки. 2013. №3. С. 4-15.
  3. Власова Н.Ю., Джек Л.Н. Теория и практика межмуниципального сотрудничества в контексте региональной политики Европейского Союза // Известия УрГЭУ. 2010. №2(28). С. 26-31.
  4. Власова Н.Ю., Силин А.П. Городская политика за рубежом // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2009. № 3. С. 18-21.
  5. Дунаев И.В. Ключевые принципы политики пространственного развития и модернизации региональных экономик в Евросоюзе // Perspectives of Science and Education. 2014. №2(8). С. 222-228.
  6. Коломак Е.А. Развитие городской системы России: тенденции и факторы. [Текст] / Вопросы экономики. 2014. №10. С. 82-96.
  7. Курочкин А.В. Сетевые формы регионального и местного управления // Ars Administrandi. 2011. №1. С. 105-112.
  8. Оборин М.С., Пахалов А.М., Шерешева М.Ю. Эффективность стратегического планирования развития малых городов на основе сетевого механизма координации // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2017. №4. С. 100-117.
  9. Оборин М.С., Шерешева М.Ю., Иванов Н.А. Обоснование стратегических ориентиров социально-экономического развития малых городов России // Вестник Пермского университета. Сер. «Экономика» – Perm University Herald. Economy. 2017. Том 12. № 3. С. 437–452. doi: 10.17072/1994-9960-2017-3-437-452
  10. Плюснин Ю.М. Малые города России. Социально-экономическое поведение домохозяйств, ценностные установки и психологическое состояние населения в 1999 г. – М.: Московский общественный научный фонд, 2000. – 147 с.
  11. Победин А.А. Перспективы межмуниципального сотрудничества при развитии городских агломераций: опыт зарубежных стран и России // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2013. № 4. С. 43–48.
  12. Стратегии малых городов: территория творчества / Жихаревич Б. С., Лебедева Н. А., Русецкая О. В., Прибышин Т. К. / Под ред. Б. С. Жихаревича. – СПб.: Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр», 2017. – 68 с.
  13. Черкасов А.И. Развитие межмуниципального сотрудничества как альтернатива укрупнению местных сообществ в зарубежных странах // Государство и право. 2016. №2. С. 71-78.
  14. Экономическое пространство: теория и реалии / Ред. кол.: А.И. Татаркин (рук.) и др.; Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т и др. – М. Экономика, 2011. – 374 с.
  15. Brelsford C. Lobo J., Hand J. et all. Heterogeneity and scale of sustainable development in cities // proceedings of the national academy of sciences of the United States of America. 2017. Vol. 114. Issue 34. Pp. 8963-8968.
  16. Butsch C., Kumar Sh., Wagner P. D. et all. Growing "Smart'? Urbanization Processes in the Pune Urban Agglomeration // Sustainability. 2017. Vol. 9. Issue 12. Article No 2335.
  17. Hao P., Tang Sh. Migration destinations in the urban hierarchy in China: Evidence from Jiangsu // Population space and place. 2018. Vol. 24. Issue 2. Article No e2083
  18. Hutchinson F. E. Evolving Paradigms in Malaysia's Regional Development Policy // Journal of Southeast Asian economies. 2017. Vol. 34. Issue 3. Special Issue. Pp. 462-487
  19. Jain M., Korzhenevych A. Spatial Disparities, Transport Infrastructure, and Decentralization Policy in the Delhi Region // Journal of urban planning and development. 2017. Vol. 143. Issue 3. Article No 05017003
  20. Li L.-H. Balancing Rural and Urban Development: Applying Coordinated Urban-Rural Development (CURD) Strategy to Achieve Sustainable Urbanisation in China // Sustainability. 2017. Vol. 9. Issue 11. Article No 1948.
  21. Lovric N., Lovric M., Konold W. A Grounded Theory approach for deconstructing the role of participation in spatial planning: Insights from Nature Park Medvednica, Croatia // Forest policy and economics. 2018. Vol. 87. Pp. 20-34
  22. Lucci P., Bhatkal T., Khan A. Are we understanding urban poverty? // World development. 2018. Vol. 103. Pp. 297-310
  23. Simon M. Multi-scalar geographies of polarisation and peripheralisation: A case study of Czechia // Bulletin of geography-socio-economic series. 2017. Vol. 37. Issue 37. Pp. 125-137.
  24. Urban vision central Europe. Small town 2020: Handbook. – Dresden, 2013 – 117 p.
  25. Zhang Y., Tong D., Liang X. New Perspective on Regional Inequality: Theory and Evidence from Guangdong, China // journal of urban planning and development. 2018. Vol. 144. Issue 1. Article No 04018002.

 
 

Возможности и проблемы формирования капитала сельскохозяйственных потребительских кооперативов

УДК 336.62

Л.В. Субботина, Курганская государственная сельскохозяйственная академия имени Т.С. Мальцева (Курган, Россия)

Целью исследования явилось выявление финансовых источников для формирования и развития основного капитала сельскохозяйственного потребительского кооператива. На основе экономико-правовой оценки различных внутренних и внешних источников финансирования установлено, что наиболее действенными в сложившихся условиях, перспективными для использования финансовыми источниками, определяющими возможности дальнейшего развития сельскохозяйственного потребительского кооператива, являются паевые взносы членов кооператива и различные формы государственной финансовой поддержки. Указаны проблемы, затрудняющие использование таких источников как взносы ассоциированных членов кооператива, банковские кредиты и других. Предложены направления совершенствования государственной поддержки сельскохозяйственной потребительской кооперации.

Ключевые слова: сельскохозяйственный потребительский кооператив, паевой взнос, паевой фонд, ассоциированный член, субсидии, проблемы формирования капитала.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект №18-010-01048

 Список литературы

  1. Муртазалиева У. Потребительские кооперативы применимы как минимум в трех привычных схемах // Практическое налоговое планирование. 2010. №1. [Электронный ресурс] URL: http://www.nalogplan.ru/article/1972-potrebitelskie-kooperativy-primenimy-kak-minimum-vtreh-privychnyh-shemah (Дата обращения 30.07.2018).
  2. Нилссон Й., Головина С., Володина Н. Влияние доверия на развитие аграрных кооперативов // Аграрный вестник Урала. 2008. № 8. С. 11-13.
  3. Скоморохов С.Н. Законодательство как фактор обеспечения устойчивости сельскохозяйственных потребительских кооперативов // Московский экономический журнал. 2018. №1. С.62-71.
  4. Субботина Л.В., Головина С.Г. Методологические подходы к оценке инвестиционной привлекательности территорий (российская наука и практика) // Вестник Курганской ГСХА. 2014. № 3 (11). С. 13-18.

 

 

Анализ факторов, влияющих на развитие возобновляемых источников энергии для энергообеспечения удаленных потребителей

УДК 338.49

Ю.А. Назарова, Российский университет дружбы народов (Москва, Россия)

О.А. Горюнов, Российский государственный университет нефти и газа (Национальный исследовательский университет) им. И.М. Губкина (Москва, Россия)

С.А. Жильцов, Российский университет дружбы народов (Москва, Россия)

Актуальность исследования факторов развития возобновляемых источников энергии для энергообеспечения удаленных потребителей объясняется поиском эффективных рычагов их стимулирования. Новизна результатов исследования состоит в разработке модели оценки влияния факторов на развитие инновационного энергоснабжения на основе метода линейной регрессии и корреляционного анализа путем использования однофакторной модели. В модели в качестве результирующей переменной предлагается использовать удельный вес потребления возобновляемой энергии в общем объеме потребления. За независимую переменную авторы предлагают взять объем инвестиций в возобновляемые источники энергии. Источником данных о значениях факторной переменной является база данных Всемирного Банка. Базируясь на статистических данных, авторы описали уравнением линейной регрессии экономико-математическую модель влияния объема инвестиций в инновационные источники энергоснабжения на удельный вес потребляемой энергии. Материалы статьи представляют теоретическую ценность для научных исследований в области управления технологическими инновациями в возобновляемой энергетике. Предложенная авторами статьи экономико- математическая модель полезна для принятия инвестиционных решений по инновационному энергообеспечению удаленных потребителей на уровне государства и бизнеса.

Ключевые слова: удаленные потребители; изолированные энергосистемы, возобновляемые источники энергии; экономическая эффективность; факторы развития.

Список литературы

  1. Afgan N.H., Carvalho M.G. Multi – criteria assessment of new and renewable energy power plants. Energy, 2002, vol. 26, pp. 739–755.
  2. Aras H et al. Multi – criteria selection for a wind observation station location using analytic hierarchy process. Renewable Energy, 2004, vol. 29, pp. 1383–1392.
  3. Beccali M et al. Decision – making in energy planning. Application of the Electre method at regional level for the diffusion of renewable energy technology. Renewable Energy, 2003, no. 10.
  4. Cicea C. et al. Environmental efficiency of investments in renewable energy: Comparative analysis at macroeconomic level. Renewable and Sustainable Energy Reviews, 2014, vol. 30, pp. 555 – 564.
  5. Climaco J. Multicriteria analysis. New York, Springer, 1997, 154 р.
  6. Dvorak P. et al. Renewable energy investment and job creation; a cross – sectoral assessment for the Czech Republic with reference to EU benchmarks. Renewable and Sustainable Energy Reviews, 2017, vol. 69, pp. 360–368.
  7. Edenhofer O. et al. On the economics of renewable energy sources. Energy Economics, 2013, vol. 40, I. 1, pp. 12 – 23.
  8. Global Landscape of Renewable Energy Finance, Abu Dhabi, International Renewable Energy Agency, 2018. Available at: http://www.irena.org/publications/2018/Jan/Global-Landscape-of-Renewable-Energy-Finance (accessed 21.01.2018).
  9. Global Trends in Renewable Energy Investment. Frankfurt School, UNEP Centre, BNEF, 2016. 83 p.
  10. Goletsis Y et al. Project ranking in the Armenian energy sector using a multicriteria method for groups. Ann Oper Res, 2003, vol. 120, pp. 135–157.
  11. Hämäläinen RP, Karjalainen R. Decision support for risk analysis in energy policy. Eur J Oper Res, 1992, no. 12.
  12. Kablan M.M. Decision support for energy conservation promotion: an analytic hierarchy process approach. Energy Policy, 2004, no. 9.
  13. Lahdelma R et al. Using multicriteria methods in environmental planning and management. Environ Manag, 2000, vol. 26, pp. 595–605.
  14. Oberschmidt J et al. Modified PROMETHEE approach for assessing energy technologies. Int J Energy Sector Manag, 2010 vol. 4, pp. 183–212.
  15. Önüt S et al. Multiple criteria evaluation of current energy resources for Turkish manufacturing industry. Energy Convers Manage, 2008, no. 10.
  16. Patlitzianas KD et al. Assessing the renewable energy producers’ environment in EU accession member states. Energy Convers Manag, 2007, vol. 48, 890–897.
  17. Pohekar S.D., Ramachandran M. Application of multi – criteria decision – making to sustainable energy planning–a review. Renew Sustain Energy Rev, 2004, 187 р.
  18. 2018. Renewables 2018 Global Status Report (Paris: REN21 Secretariat). ISBN 978-3-9818911-3-3.
  19. Renewable energy consumption (% of total final energy consumption). Available at: http://data.worldbank.org/indicator/EG.FEC.RNEW. ZS?end=2012&start=2001 (accessed 02.03.2017).
  20. Renewable energy in Europe: Recent growth and knock – on effects. European Environment Agency, 2016, no. 4. 73 p.
  21. Renewable Power Generation Costs in 2017. International Renewable Energy Agency IRENA, 2018. Available at: http. http://www. irena.org/ publications/2018/Jan/Renewable – power – generation – costs – in – 2017 (accessed 02.03.2017).
  22. Rimal Abu Taha. Multi – Criteria Applications in Renewable Energy Analysis, a Literature Review. Research and Technology Management in the Electricity Industry, 2013. р 17 – 30. doi: 10.1007/978 – 1 – 4471 – 5097 – 8_2.
  23. San Cristóbal J.R. Multi – criteria decision – making in the selection of a renewable energy project in spain: the Vikor method. Renew Energy, 2011, vol. 36, pp. 498–502.
  24. Savinoa M. et al. A new model for environmental and economic evaluation of renewable energy systems: The case of wind turbines. Applied energy, 2017, vol. 189, рр. 739–752.
  25. Tzeng G – H et al. Multi – criteria analysis of alternative – fuel buses for public transportation. Energy Policy, 2005, no. 11.
  26. Безруких П.П., Елистратов В.В. Проблемы, решения и опыт внедрения гибридных ветроэлектрических комплексов для автономного энергоснабжения в Арктике. Материалы VII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее», 2017, с. 160.
  27. Елистратов В.В., Большев А.С., Панфилов А.А., Мегрецкий К.В., Купреев В.В. Научно-технические проблемы создания ветроэлектрических станций на шельфе Арктики. Международный научный журнал Альтернативная энергетика и экология, 2014, №11, с.36-48.
  28. Копылов А.Е. Экономика ВИЭ. г. Екатеринбург, Издательские решения, 2017. 590 с.
  29. Кулаков А.В., Назарова Ю.А. Инвестиционная привлекательность строительства объектов малой распределенной генерации. Energy Fresh, 2014, №1(7), с. 76 – 81.
  30. Назарова Ю.А., Сопилко Н.Ю., Орлова А.Ф., Болотова Р.Ш., Гавловская Г.В. Оценка перспектив развития возобновляемых источников энергии для России. International Journal of Energy Economics and Policy, 2017, vol. 7(3), pp. 1 – 6.
  31. Назарова Ю.А., Сопилко Н.Ю., Болотова Р.Ш., Щербакова Н.С., Алексеенко В.Б. Увеличение социального значения возобновляемой энергии для российской промышленности. International Journal of Energy Economics and Policy, 2017, vol. №7(5), pp. 1 – 8.
  32. Попель О.С. Использование возобновляемых источников энергии для энергоснабжения потребителей в Арктической зоне. Сибирская финансовая школа, 2015, №1, с.64

 


РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

 

Механизмы эффективного государственного управления депрессивными территориями региона для обеспечения их социально-экономического развития

УДК 338

А. П. Шихвердиев, Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина (Сыктывкар, Россия)

А. А. Вишняков, Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина (Сыктывкар, Россия)

Н. А. Оганезова, Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина (Сыктывкар, Россия)

В статье рассматривается комплекс мер по разработке эффективного механизма государственного управления развитием депрессивных территорий в Российских регионах, который позволит обеспечить переход к инновационному сценарию развития экономики, повысить эффективность использования природно-ресурсного потенциала и превратить его в фактор экономического роста. Одним из основных составляющих механизма эффективного государственного управления использованием природно-ресурсного и инфраструктурного потенциала депрессивных территорий предлагается включить комплексную программу по созданию и развитию малого и среднего предпринимательства, совершенствованию корпоративного управления, развитию инновационной инфраструктуры и внедрению процессного подхода в управлении с учетом специфики традиционных занятий и промыслов, на основе современных и традиционных подходов. Для реализации потенциала депрессивных территорий авторами предлагается использование двухуровневого механизма антикризисного управления, результаты действия которого будут оцениваться по показателю производительности труда и его составляющих.

Ключевые слова: государственное управление, эффективность, региональная политика, депрессивные территории, малое предпринимательство, корпоративное управление, процессный подход, инновационная инфраструктура, институциональные модели развития, экономический рост.

Список литературы

  1. Абрамов Р.А., Мухаев Р.Т., Соколов М.С. Критерии эффективности государственного и регионального управления в контексте проектного подхода // Теоретическая и прикладная экономика. 2017. № 1. С.96-112.
  2. Блинов А.О., Шихвердиев А.П., Угрюмова Н.В. Процессное управление промышленными предприятиями: сущность и реализация задач процессного управления // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2013. № 2. с.55-67.
  3. Богородецкий П.А., Титов В.Н. О некоторых аспектах перехода к эколого- и ресурснобезопасному развитию на региональном уровне // Естественные и технические науки. 2016. № 1(91). С. 12-14.
  4. Вишняков А.А. Государственное регулирование инновационной деятельности для обеспечения экономической безопасности // Механизмы обеспечения экономической безопасности государства и бизнеса в соответствии с проектом Стратегии Национальной безопасности Российской Федерации: сборник национальной научно-практической конференции (28 февраля 2017 года). - Сыктывкар: Изд-во СГУ им. Питирима Сорокина, 2017. с.21-32.
  5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.10.2008 г. № 38-р.
  6. Концепция развития малого и среднего предпринимательства в Республике Коми на период до 2020 года: Утв. Распоряжением Правительства Республики Коми от 16 февраля 2011 г. № 34-р
  7. Лаженцев В. Н. Проблемы развития территориально-хозяйственных систем Севера // Моделирование сценариев устойчивого развития северных регионов России в со-временных условиях : сборник статей международной научно-практической конференции (24–25 ноября 2017 г.). – Сыктывкар: Изд-во СГУ им. Питирима Сорокина, 2017. 324 с.
  8. Морозова Т.В., Козырева Г.Б. Депрессивные территории России: институциональные модели развития и методологические подходы исследования // Интернет-журнал «Науковедение». 2016. №1. URL: http://naukovedenie.ru (дата обращения: 05.08.2018).
  9. Мухаев Р.Т. Системы государственного и муниципального управления. - М.: Юрайт, 2016. С. 122-150.
  10. Шеломенцев А.Г. и др. Перспективы занятости в малом предпринимательстве северных регионов России // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2013. № 2. С. 21-31.
  11. Шихвердиев А.П. Управление конкурентоспособностью в малом и среднем бизнесе: Монография. - Сыктывкар: Изд. СыктГУ, 2012. 149 с.
  12. Шихвердиев А.П., Калина А.В. Терентьева О.А. Механизмы повышения конкурентоспособности предприятий малого и среднего бизнеса Республики Коми в системе взаимоотношений бизнеса и власти // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2012. № 1. С.197-209.

 

 

Реализация стратегии инклюзивного роста в России: предпосылки, проблемы и перспективы (Региональный аспект)

336.7

П.А. Краснокутский, Донской государственный технический университет (Ростов-на-Дону, Россия)

С.С. Змияк, Донской государственный технический университет (Ростов-на-Дону, Россия)

А.М. Казакова, Донской государственный технический университет (Ростов-на-Дону, Россия)

В работе исследуются проблемы и перспективы реализации стратегии инклюзивного роста в России. Выявлены диспропорции в развитии регионов по группе важнейших показателей, характеризующих инклюзивное развитие и экономическую безопасность: ВРП на душу населения, удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума, ожидаемая продолжительность жизни населения, степень неравенства в распределении доходов (коэффициент Джини, коэффициент фондов, децильный коэффициент), уровень безработицы в регионах. Установлено, что по отдельным параметрам уровни развития территории различаются в 10 и более раз. Сформулировано авторское видение необходимости реализации концепции инклюзивного роста как инструмента снижения диспропорций регионального развития.

Ключевые слова: экономический рост, индекс инклюзивного развития, диспропорции социально-экономического развития регионов, экономическая безопасность, устойчивое развитие.

Список литературы

  1. Йоханнесбургская декларация Десятого саммита БРИКС. URL: http://kremlin.ru/supplement/5323 (дата обращения: 10.09.2018).
  2. Липатова Л.Н., Градусова В.Н., Модин Е.В. Региональная дифференциация социально-экономического развития как угроза экономической безопасности // Управленческое консультирование. 2016. №5(89). С. 102-111.
  3. Показатели для мониторинга оценки эффективности деятельности субъектов Российской Федерации. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/rosstat/pok-monitor/pok-monitor.html (дата обращения: 17.09.2018).
  4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2017. М.: 2017. 1402 с.
  5. Сидорова Е.А. Инновационная составляющая стратегии «Европа-2020»: энергетический аспект // Энергетика и инновации на перекрестках мировой политики (Мировое развитие. Вып. 13). М.: ИМЭМО РАН, 2014. c. 85-95.
  6. Europe 2020. A European strategy for smart, sustainable and inclusive growth. URL: http://ec.europa.eu/research/era/docs/en/ec-understanding-era-13.pdf (дата обращения: 12.09.2018).
  7. The Growth Report. Strategies for Sustained Growth and Inclusive Development. URL: https://siteresources.worldbank.org/EXTPREMNET/Resources/489960-1338997241035/Growth_Commission_Final_Report.pdf (дата обращения: 19.09.2018).
  8. The Inclusive Growth and Development Report 2017. URL: https://www.weforum.org/reports/the-inclusive-growth-and-development-report-2017 (дата обращения: 28.08.2018).
  9. The Inclusive Growth and Development Report 2018. URL: https://www.weforum.org/reports/the-inclusive-development-index-2018 (дата обращения: 28.08.2018).

 

 

Территории опережающего развития как фактор внедрения «транснационального права»

УДК 340:339.9.012.421, 06.61.33

А.В. Макеев, Коми республиканская академия государственной службы и управления (Сыктывкар, Россия)

Цель исследования – выявить роль транснациональных компаний в создании нового мирового порядка посредством декларирования правосубъектности и применения надгосударственной юрисдикции, а также использования встречных шагов в системе внутренних правовых систем и соответствующих практик (на примере Российской Федерации, включая Республику Коми). Статья построена на источниках международного права, статистических данных и отчётных материалах органов государственной власти, исследованиях российских и зарубежных учёных. В результате автор пришёл к следующим выводам. Создание нового мирового правопорядка осуществляется транснациональным финансовым капиталом, использующим различные инструменты продвижения и защиты своих интересов, включая внешнее управление. С одной стороны, транснациональные корпорации провозглашаются субъектами международного права со своей особой правовой системой, а с другой стороны, в их интересах внутригосударственное право гегемона современного мироустройства устанавливает наднациональную юрисдикцию своего применения. Для архитекторов современного мироустройства немалый интерес представляют государственные правовые системы (внутреннее право стран). Так в России приняты меры по организации «территорий опережающего развития» (ТОР), которые также именуются «территориями опережающего социально-экономического развития». Они ограничивают федеральную юрисдикцию в пользу права корпоративного или «транснационального»; имеют льготные управленческие, миграционные, налоговые и экологические условия для иностранного инвестора. В Республике Коми образована ТОР «Емва», проект которой не имеет соответствующей научной основы, не связан с задачами укрепления экономической безопасности и носит пропагандистский характер в рамках глобалистского подхода (государство должно служить интересам транснационального бизнеса) компрадорского периферийного оффшорного капитализма. Расчёты его инициаторов на решение внутренних проблем с помощью внешних сил остаются сомнительными. Таким образом, однополярный мир наглядно демонстрирует, каким образом осуществляется реализация интересов транснационального бизнеса, направленных на обеспечение внешнего управления структурами и процессами в международном и внутреннем праве (государств), в старых и новых глобальных и региональных организациях.

Ключевые слова: международное право, «транснациональное право», глобализация, внешнее управление, экономическая безопасность, территории опережающего развития.

Список литературы

  1. Абрамов А. В., Кашин В. А., Бочаров М. А., Симчера В. М. Производительный потенциал России. Оценка текущей ситуации. URL: http://rusrand.ru/analytics/proizvoditelnyy-potencial-rossii-ocenka-tekuschey-situacii (дата обращения: 23.07.2017).
  2. Арефьев Н. Потери от членства в ВТО // Темы дня (18.07.2017). URL: http://www.rline.tv/programs/temy-dnya/video-137892/ (дата обращения: 18.07.2017).
  3. Берандзе М. Р. Концепция транснационального права в международном праве: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2010. 17 с. URL: http://law.edu.ru/book/book.asp?bookID=1376198 (дата обращения: 19.08.2016).
  4. Внешняя торговля. Экспорт и импорт товаров за январь-март 2017г. - 3ВнешТорг.doc. URL: http://komi.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/komi/resources/8012c78041efcb98b2ddfe27f9898572/3ВнешТорг.doc (дата обращения: 20.07.2017).
  5. Делягин М. Девальвация рубля неизбежна. URL: https://topwar.ru/121002-mihail-delyagin-devalvaciya-rublya-neizbezhna.html (дата обращения: 22.07.2017).
  6. Делягин М. Сальдо текущих операций платежного баланса России стало отрицательным. URL: http://delyagin.ru/articles/183-novosti/53855-saldo-tekucshih-operatsii-platezhnogo-balansa-rossii-stalo-otritsatelnym (дата обращения: 23.07.2017).
  7. Ждановская А. Что такое ВТО? В чьих интересах в ВТО принимаются решения? Чем опасна ВТО? URL: http://scepsis.net/library/idhtml (дата обращения: 17.08.2015).
  8. Закон № 473-ФЗ о ТОР - угроза национальной безопасности России. URL: https://www.youtube.com/watch?v=7VwQSx4D9I0&hd=1 (Accessed: 27.09.2016).
  9. Закон «о территориях опережающего развития». Мнение Бориса Миронова. URL: https://mnenie.me/zakon-o-territoriyax-operezhayushhego-razvitiya-mnenie-borisa-mironova.html (дата обращения: 21.07.2017).
  10. Закон о ТОРах - Государственный Переворот :: Юрий Болдырев :: 06.02.15. URL: http://www.mega-stars.ru/video-yt/qETR1ZtzVtU.php (дата обращения: 27.09.2016).
  11. Зюганов Геннадий. При нынешней политике у России нет перспектив. URL: http://www.rline.tv/news/2017-07-21-gennadiy-zyuganov-pri-nyneshney-politike-u-rossii-net-perspektiv-/ (дата обращения: 21.07.2017).
  12. Иншакова А. О. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОГО ПРАВА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ // Проблемы современной экономики. 2005. N 3/4 (15/16). URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=812 (дата обращения: 19.08.2016).
  13. Карсакова Н. А. Теория Lex mercatoria в юридической доктрине и практике: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М.,2006. 24 с. URL: http://law.edu.ru/book/book.asp?bookID=1231493 (дата обращения: 19.08.2016).
  14. Катасонов В. Как Европа может превратиться в провинциально-колониальное захолустье Америки. URL: http://reosh.ru/kak-evropa-mozhet-prevratitsya-v-provincialno-kolonialnoe-zaxoluste-ameriki.html (дата обращения: 27.08.2016).
  15. Катасонов В. Мародёры в проходном дворе. Актуальное редакционное интервью. URL: http://reosh.ru/valentin-katasonov-marodyory-v-proxodnom-dvore-aktualnoe-redakcionnoe-intervyu.html (дата обращения: 18.07.2017).
  16. Катасонов В. Проект гегемонии США под прикрытием партнёрства. URL: http://reosh.ru/proekt-gegemonii-ssha-pod-prikrytiem-partnyorstva.html (дата обращения: 27.08.2016).
  17. Катасонов В. Соглашение о торговле услугами как элемент глобального управления. URL: http://reosh.ru/soglashenie-o-torgovle-uslugami-kak-element-globalnogo-upravleniya.html (дата обращения: 27.08.2016)
  18. Комиссия ООН по транснациональным корпорациям (КТНК). URL: http://www.zakonprost.ru/help/dictionary/%D0%BA/2709/komissiya-oon-po-transnacionalnym-korporaciyam--ktnk (дата обращения: 18.08.2016).
  19. Лысенко Д. Л. Проблема правового статуса транснациональных корпораций: международно-правовые аспекты. Диссертация. Москва. 2003. 188 с. URL: http://pravo.news/pravo-torgovli-mejdunarodnoe/reglamentatsiya-deyatelnosti-transnatsionalnyih-15563.html (дата обращения: 18.08.2016).
  20. Макеев А.В. Об угрозах имплементации транснационального права в условиях современной России // Стратегические приоритеты в управлении природно-ресурсным потенциалом Европейского Северо-Востока и Зоны Арктики: материалы Всероссийской науч. конф. (с международным участием) (19-20 октября 2016 г., г. Сыктывкар): в 2 ч. – Сыктывкар: ГОУ ВО КРАГСиУ, 2016. ч. 2. с. 40–45.
  21. Макеев А.В. Транснациональное право как инструмент внешнего управления. URL: https://www.academia.edu/31588973/МАКЕЕВ_А.В._Транснациональное_право_как_инструмент_внешнего_управления (дата обращения: 26.11.2017).
  22. Малеев Юрий. Транснациональное право: Быть или не быть. URL: http://viperson.ru/articles/yuriy-maleev-transnatsionalnoe-pravo-byt-ili-ne-byt (дата обращения: 19.08.2016).
  23. Мониторинг социально-экономического развития Республики Коми 1 квартал 2017 года. URL: http://econom.rkomi.ru/content/7731/Мониторинг 2017 1 кв.doc (дата обращения: 20.07.2017).
  24. Мямлин К. Пять законов о ТОРах, призванных отделить 60% территории от России. «Кто виноват и что делать». URL: http://communitarian.ru/publikacii/politika/pyat_zakonov_prizvannyh_otdelit_60_territorii_ot_rossii_kto_vinovat_i_chto_delat_15022015/ (дата обращения: 21.07.2017).
  25. Новый Шёлковый путь - с Россией или без? URL: http://politrussia.com/world/novyy-shelkovyy-put-325/ (дата обращения: 20.07.2017).
  26. Объем и динамика валового регионального продукта. URL: http://komi.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/komi/resources/e4676e004f4c7efbbfcfff62f1bb3970/Объем%2Bи%2Bдинамика%2Bвалового%2Bрегионального%2Bпродукта.doc (дата обращения: 20.07.2017).
  27. О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июня 2015 г. № 614: Постановление Правительства России от 26 апреля 2017 г. № 494. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71568414/ (дата обращения: 19.07.2017).
  28. О некоторых вопросах в области осуществления деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, создаваемой на территории монопрофильного муниципального образования (моногорода) Республики Коми: Постановление Правительства Республики Коми от 01.06.2017 г. № 294. URL: http://komi-gov.ru/doc/82487 (дата обращения: 02.07.2018).
  29. О создании территории опережающего социально-экономического развития «Емва»: Постановление Правительства РФ от 6 марта 2017 г. N 267. URL: http://government.ru/media/files/4k9KJO7OJt5HkgTA1Q56lnlPEMv5xF0T.pdf (дата обращения: 19.07.2017).
  30. Об изменениях, которые вносятся в перечень монопрофильных муниципальных образований РФ (моногородов): Распоряжение Правительства РФ от 16 апреля 2015 г. № 668-р. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70888888/ (дата обращения: 21.07.2017).
  31. Об особенностях создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) (с изменениями и дополнениями): Постановление Правительства РФ от 22 июня 2015 г. N 614 URL: http://base.garant.ru/71107924/#friends (дата обращения: 19.07.2017).
  32. Оценка численности населения Республики Коми по городским округам, муниципальным районам, поселениям и городским населенным пунктам на 1 января 2016г., 2017 г. URL: http://komi.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/komi/resources/2352b28040a82023b3a3b7a3e1dde74c/Оценка+численности+населения_01.01.2017.doc (дата обращения: 21.07.2017).
  33. Павленко В. «Коалиции друзей услуг»: олигархия снимает маску. URL: http://ruskline.ru/opp/2015/6/27/koalicii_druzej_uslug_oligarhiya_snimaet_masku/ (дата обращения: 27.08.2016).
  34. Последствия вступления России в ВТО. Развернуто. URL: http://stop-vto.ru/2011/11/16/posledstviya-vstupleniya-rossii-v-vto-razvernuto/ (дата обращения: 17.08.2015).
  35. Правительство Республики Коми приступило к практической подготовке плана по развитию моногорода Емвы. URL: http://rkomi.ru/news/37459/ (дата обращения: 19.07.2017).
  36. Проект Республики Коми «Емва - территория опережающего развития» признан самым амбициозным. URL: http://rkomi.ru/news/47977/ (дата обращения: 19.07.2017).
  37. Прямые инвестиции в Российскую Федерацию по субъектам, в которых зарегистрированы резиденты, в 2011- 2016 годах (участие в капитале, реинвестирование доходов, долговые инструменты) - dir-inv_reg-in.xlsx. URL: http://www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/direct_investment/dir-inv_reg-in.xlsx (дата обращения: 20.07.2017).
  38. Республика Коми и провинция Шаньдун Китайской Народной Республики намерены укрепить двустороннее сотрудничество. URL: http://rkomi.ru/news/52207/ (дата обращения: 20.07.2017).
  39. Россия вложила в облигации США ещё 3,8 миллиарда долларов. URL: http://www.apn-spb.ru/news/articlehtm (дата обращения: 22.07.2017).
  40. Руководящие Принципы ОЭСР для Многонациональных Предприятий. URL: http://invest.gov.kz/uploads/files/2016/08/03/principy-oesr-dlya-mnogonacionalnyh-predpriyatiy.pdf (дата обращения: 18.08.2016).
  41. Сергей Гапликов предложил зарубежным инвесторам участие в реализации перспективных проектов на территории Республики Коми. URL: http://rkomi.ru/news/55032/ (дата обращения: 17.07.2017).
  42. Современные зарубежные доктрины в МЧП. Универсализм в МЧП. Lex mercatoria. URL: http://studopedia.su/17_92412_sovremennie-zarubezhnie-doktrini-v-mchp-universalizm-v-mchp-Lex-mercatoria.html (дата обращения: 19.08.2016).
  43. Социально-экономическое развитие Республики Коми в 2016 году: доклад. URL: http:// econom.rkomi.ru/content/7731/Доклад СЭР РК_2016.docx (дата обращения: 20.07.2017).
  44. Структура валового регионального продукта по видам экономической деятельности. URL: http://komi.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/komi/resources/23eca4004f4c9fea839ecf62f1bb3970/Структура%2Bвалового%2Bрегионального%2Bпродукта%2Bпо%2Bвидам%2Bэкономической%2Bдеятельности.doc (дата обращения: 20.07.2017).
  45. Сулакшин С. С., Кравченко Л. И. Шесть лет Путина. URL: http://rusrand.ru/docconf/shest-let-putina (дата обращения: 23.07.2017).
  46. TISA, петля на шее будущих поколений. Подробный обзор. URL: http://m.geo-politica.info/tisa-petlya-na-shee-buduschikh-pokoleniy-podrobnyy-obzor.html (дата обращения: 27.08.2016).
  47. Тихонова Екатерина. Правовое регулирование статуса транснациональных корпораций. URL: http://kapital-rus.ru/articles/article/pravovoe_regulirovanie_statusa_transnacionalnyh_korporacij/ (дата обращения: 06.10.2016);
  48. Трехсторонняя декларация принципов, касающихся многонациональных корпораций и социальной политики. URL: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_emp/---emp_ent/---multi/documents/publication/wcms_166483.pdf (дата обращения: 06.10.2016).
  49. Хартия экономических прав и обязанностей государств. Принята резолюцией 3281 (XXIX) Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1974 года. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/rights_and_duties (дата обращения: 18.08.2016).
  50. Хосе Луис Веласко Кальдерон. Кодекс поведения ТНК и международное право: На примере
    деятельности ТНК в странах Латинской Америки: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 12.00.10 – Международное право. М. 1984. 13 с. URL: http://law.edu.ru/book/book.asp?bookID=1176283 (дата обращения: 18.08.2016).
  51. Швецова О.И. Правовая природа транснациональных корпораций. URL: http://www.evolutio.info/content/view/1451/232 (дата обращения: 18.08.2016).
  52. Экономический и социальный совет. URL: https://www.un.org/ecosoc/ru/ (дата обращения: 18.08.2016).
  53. Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС). URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/foreignEconomicActivity/economic_organization/russiaun/ecoun/ (дата обращения: 18.08.2016).
  54. Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС). Справка. URL: http://archive.mid.ru/bdomp/ns-dmo.nsf/56b4db0e06b748b8432569f400359251/7b647550b3bd88fac325792d0045dff8 (дата обращения: 18.08.2016).
  55. Economic and Social Council. 32nd plenary meeting 14 July 1994. Resolution 1994/1. URL: http:// www.un.org/documents/ecosoc/res/1994/eres1994-1.htm (accessed: 18.08.2016).
  56. Major foreign holders of treasury securities (in billions of dollars) HOLDINGS 1/ at end of period // Treasury International Capital (TIC). URL: http://ticdata.treasury.gov/Publish/mfh.txt (accessed: 22.07.2017).

 

 

Социальная интеграция в образовании как ресурс саморазвития местных сообществ Арктики: зарубежный опыт

УДК 338.49

Е. Е. Торопушина, Федеральный исследовательский центр «Кольский научный центр Российской академии наук» (Апатиты, Россия)

Е. П. Башмакова, Федеральный исследовательский центр «Кольский научный центр Российской академии наук» (Апатиты, Россия)

Статья посвящена рассмотрению проблемы формирования и развития социального партнерства в сфере образования арктических сообществ зарубежных стран. Цель заключается в исследовании практики реализации образовательных инициатив на локальном уровне с точки зрения их влияния на социально-экономическое развитие арктических местных сообществ. Включение в такие проекты внутренних ресурсов местных сообществ позволяет ускорить процессы развития интеллектуального и образовательного потенциала, человеческого капитала той или иной территории не за счет привлечения квалифицированного труда извне, а за счет роста и качественных изменений собственных трудовых ресурсов. Реализация проектов в сфере образования дает возможность подготовить собственные квалифицированные кадры, снизить уровень безработицы, в том числе среди молодежи, и в целом нивелировать развитие негативных тенденций социально-экономического развития. Развитие процессов социальной интеграции федеральной и местной власти с бизнес-структурами и учреждениями образования при условии активизации потенциала местного сообщества является стимулом для саморазвития социально-экономических территориальных систем, в том числе таких сложных, как Арктика. Такой опыт особенно ценен в условиях становления социального партнерства в России и вполне может быть использован в практике процесса саморазвития арктических местных сообществ нашей страны.

Ключевые слова: образование, саморазвитие, ресурс, социальное партнерство, фактор, регион, местное сообщество, Арктика.

Список литературы

  1. Башмакова Е.П. Корпоративная социальная ответственность: зарубежный и российский опыт государственного регулирования // Финансы и бизнес. 2014. №3. С. 108—117.
  2. Иванов С.А. Социальное партнерство как феномен цивилизации // Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. Т. 8. № 3. С. 79—99.
  3. Лыска А.Г. Роль учебных заведений в развитии местных сообществ // Вопросы управления. 2012. №3 (20). С. 86—91.
  4. Олейникова О., Муравьева А. Социальное партнерство в сфере профессионального образования в странах Европейского Союза // Высшее образование в России. 2006. №6. С. 111—129.
  5. Осипов А., Карстанье П., Тумалев В., Зарубин В. Партнерство в сфере профессионального образования: анализ социальных практик // Высшее образование в России. 2008. № 4. С. 62—67.
  6. Рашидова А.И. Социальное партнерство в профессиональном образовании // Universum: Вестник Герценовского университета. 2012. № 2. С. 31—33.
  7. Сайт Арктического университета Норвегии. URL: https://en.uit.no/startsida (дата обращения: 11.07.2018).
  8. Сайт Европейского фонда подготовки кадров. URL: https://www.etf.europa.eu/en/publications-andresources/publications/reports (дата обращения: 17.09.2018)
  9. Сайт Кооперативной службы распространения знаний Университета Аляски Фэрбанкс. URL: http://www.uaf.edu/ces/about/ (дата обращения: 11.07.2018).
  10. Сайт Международной организации труда. URL: https://www.ilo.org/global/lang--en/index.htm (дата обращения: 17.09.2018)
  11. Сайт Университета Арктики. URL: https://ru.uarctic.org/universitet-arktiki/ (дата обращения 04.07.2018).
  12. Социальное партнерство в образовании / под ред. П.Н. Карстанье, А.М. Осипова. Великий Новгород: НовГУ, 2008. 116 с.
  13. Торопушина Е.Е. Социальная инфраструктура как фактор саморазвития территории российской Арктики // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2018. № 5.
  14. Тотонова Е.Е. Развитие кооперативов на Севере: опыт Канады // Управление экономическими системами. 2015. № 9 (81). С.28.
  15. Education for All 2015 National Review: Norway. Oslo, 2014, 27 р. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0022/002299/229935E.pdf (дата обращения: 13.07.2018).
  16. Lederer J. Understanding the University-Community Alliance: The Waterloo Experience // Canadian Journal of Urban Research. 2005. Vol. 14. P. 246.
  17. Putnam R.D., Leonardi R., Nanetti R.Y. Making Democracy Work: Civic Traditions in Modern Italy. Princeton, New Jersey, USA: Princeton University Press. 1993. p. 122.
  18. Sustainable Development in the Circumpolar North. From Tana, Norway to Oktemtsy, Yakutia, Russia. UArctic Thematic Network on Local and Regional Development, The Arctic University of Norway, University of Northern British Columbia, 2015. Pp.105—115. URL: https://www.unbc.ca/sites/default/files/sections/community-development-institute/ebookgargia2004—2014-eddec42014withchdois.pdf (дата обращения: 09.07.2018).
  19. Tor G., Голубева В. Тематическая сеть Университета Арктики по региональному и местному развитию на базе Университетского колледжа Финнмарка // Арктика и Север. 2011. № 2. C. 122—127.
  20. Transforming our world: the 2030 Agenda for Sustainable Development / Resolution adopted by the General Assembly on 25 September 2015. URL: http://www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/RES/70/1&Lang=E (дата обращения: 08.10.2018).

 


ОБЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

 

Механизмы воспроизводства человеческого капитала: Маркс, Беккер и вызовы цифровых технологий

УДК 338.49

В.В. Товмасян, Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина (Сыктывкар, Россия)

В последние годы понятие «человеческий капитал» активно используется не только в публицистической и научной литературе, но и вошло в законодательство и официальные документы на разных уровнях власти и в практику менеджмента. В то же время в научной литературе практически отсутствует социально-экономическая концепция воспроизводства человеческого капитала. В данной статье на основе анализа трудов выдающихся ученых выявлена экономическая сущность человеческого капитала и определены концептуальные механизмы воспроизводства человеческого капитала и рабочей силы в условиях высокого уровня индекса человеческого развития и распространения цифровых технологий.

Ключевые слова: труд, рабочая сила, человеческий капитал, воспроизводство, цифровые технологии.

Список литературы

  1. Беккер Г.С. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории: пер. с англ./Сост.,науч. Ред., послесл. Р.И. Капелюшников; предисл М.И. Левин. М.: ГУ ВШЭ, 2003. 672 с.
  2. Белых А.А., Мау В.А. Маркс – XXI. Вопросы экономики. 2018. № С. 57-87.
  3. Вальтух К.К. Информационная теория стоимости М.: Наука. 1993. 406 с.
  4. Воспоминания крестьян-толстовцев. 1910-1930-е годы. Сост. А.Б. Рогинский. М.: Книга, 1989. 480 с.
  5. Дэйв Линдорфф. Загадка малооплачиваемого американского рабочего. URL: http://polismi.ru/politika/obratnaya-storona-zemli/2077-zagadka-malooplachivaemogo-amerikanskogo-rabochego.html (дата обращения: 5.09.2018).
  6. Кругман П. Разгневанные толстосумы. 27.09.2010 URL: https://commons.com.ua/ru/razgnevannye-tolstosumy/
  7. Кругман П. Эти лентяи – безработные URL: http://polismi.ru/politika/obratnaya-storona-zemli/766-eti-lentyai-bezrabotnye (дата обращения: 5.09.2018).
  8. Леманова В.П. Социальная политика в управлении развитием человеческого капитала: учебное пособие. М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2016. 228 с.
  9. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. (Пер И.И. Скворцова-Степанова) Т.1 Кн.1. Процесс производства капитала. М.: Политиздат. 1978. 908с.
  10. Маркс Карл. Капитал. Критика политической экономии. Пер И.И. Скворцова-Степанова. Т.2 Кн.2. Процесс обращения капитала. Под ред. Ф. Энгельса. М.: Политиздат. 1978. 648 с.
  11. Маркс К. Теории прибавочной стоимости (IVтом «Капитала»). Ч.1. М.: Изд-во политической литературы. 1978. 477с.
  12. Моисеев Р.С. Избранное в 3 –х томах. Том 1. Россия и Дальний восток. Геополитические и социально-экономические аспекты развития / Р.С. Моисеев. Петропавловск-Камчатский : Изд-во КамГУ имени Витуса Беринга, 2007. 245 с..
  13. Новая грамотность. URL: http://ru.m.wikipedia.org (дата обращения: 5.09.2018).
  14. Образование в Российской Федерации. 2014: статистический сборник. – Москва : Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2014. – 464 с. URL: http://hse.ru (дата обращения 25.08.2018).
  15. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2017. Стат. Сб. / Росстат. 1402 c.
  16. Стратегия социально-экономического развития Республики Коми на период до 2035 года. Проект.// URL: http://signal.rkomi.ru (дата обращения 04.05.2018).
  17. Сэй Ж.Б. Трактат по политической экономии.VII. Прибыль с капитала и заработная плата. URL: http://ek-lut.narod.ru (дата обращения 04.06.2018).
  18. Хикс Д.Р. Господин Кейнс и «классики»: попытка интерпретации / Д.Р. Хикс. Москва: Директ Медиа, 2007. 15 с. URL: htpp://business-library.ru/book_26852_Gospodin_Keins_i_klassiki_popytka_interpretatsii/ (дата обращения 5.07.2018).
  19. Дж.Р. Хикс. Стоимость и капитал: Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. ст. Р.М. Энтова. М.: Издательская группа «Прогресс», 1993. 488 с.
  20. Шихвердиев А.П. Управление человеческим капиталом как фактор обеспечения корпоративной безопасности предприятия. Сыктывкар: Изд. СыктГУ, 2012. 136 с.
  21. Щетинин В.П. Человеческий и вещественный капитал – общность и отличие. URL: http://www.situation.ru (дата обращения 04.06.2018).
  22. Юм . Д. Сочинения. Т. 2. М.: Мысль, 1996. 799 с.

 


ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

К вопросу об оценке результативности программных механизмов развития малого и среднего предпринимательства

Е.А. Трушкова, Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук (Екатеринбург, Россия)

Оценка результативности программных механизмов развития малого и среднего предпринимательства в условиях институциональных преобразований становится особенно актуальной. Данные преобразования связаны с процессами реформирования, развитием поведенческой экономики, интеграцией государственной политики развития предпринимательства в систему стратегического планирования, а также ролью стратегических и программных механизмов. В работе автор подчеркивает, что необходимо проводить оценку кросс-эффектов реализации государственных программ с точки зрения достижения общих целей - развития малого и среднего предпринимательства либо контекстных целей – к примеру, повышения предпринимательской активности граждан, развития молодежного предпринимательства. Рассмотрено понятие кросс-эффекта, выявлены условия его применения. Подчеркнуто, что такой метод позволяет выявить перекрёстные эффекты при реализации нескольких государственных программ, или оценить степень воздействия нескольких программ на достижение целей одной программы и наоборот. Выявлена представленность малого и среднего предпринимательства на примере государственных программ Архангельской области. Проведен анализ перекрестного воздействия государственных программ Архангельской области в части достижения контекстных целей развития молодежного предпринимательства. Определены дальнейшие перспективы исследования кросс-эффектов

Ключевые слова: государственные программы, результативность, кросс-эффект, малое и среднее предпринимательство, Архангельская область, оценка

Статья подготовлена в соответствии с государственным заданием ФАНО России для ФГБУН Институт экономики УрО РАН на 2018 г.

 Список литературы

  1. Блинов А.О., Бухтиярова Т.И. Государственная стратегия управления развитием малого и среднего предпринимательства// Социум и власть. 2016. №4. c. 108-113. с.110.
  2. Бухвальд Е.М., Виленский А.В., Малыгина И.В. Стратегическое планирование и новые подходы к политике развития и поддержки малого и среднего предпринимательства// Интеллект, инновации, инвестиции. 2015. №1. с. 31-39.
  3. Васильєва О.Р.Экономическая роль государства в развитии малого бизнеса и частного предпринимательства// Часопис економiчних реформ. 2017. № 1 (25). c. 46-49.
  4. Государственная программ Архангельской области «Содействие занятости населения Архангельской области, улучшение условий и охраны труда (2014 – 2020 годы)». URL: https://dvinaland.ru/budget/-wbp6wg00 (дата обращения: 18.07.2018).
  5. Государственная программа «Развитие торговли в Архангельской области (2014 – 2020 годы)». URL: https://dvinaland.ru/budget/-m621yd1a (дата обращения: 18.07.2018).
  6. Госу­дарст­вен­ная про­грамма «Эко­но­ми­чес­кое раз­ви­тие и инвести­ци­он­ная дея­тель­ность в Архан­гель­ской области (2014 – 2020 годы)». URL: https://dvinaland.ru/budget/-9g4v0cym (дата обращения: 18.07.2018).
  7. Госу­дарст­вен­ная про­грамма раз­ви­тия сель­ского хоз­яйс­тва 
    и регули­ро­ва­ния рын­ков сель­скохо­зяйс­тве­нной про­дук­ции, сырья 
    и про­доволь­ствия Архан­гель­ской области на 2013 – 2020 годы. URL: https://dvinaland.ru/budget/-mcx96xuf (дата обращения: 18.07.2018).
  8. Гребнева Н.А. Сущность и содержание понятия результативности государственных программ// Современные проблемы образования и науки. 2015. с. 103-106.
  9. Дорошенко С.В. Политика регионального развития: основания для перехода и принципы оценки// Актуальные проблемы, направления и механизмы развития производительных сил Севера – 2014»: материалы Четвертого Всероссийского научного семинара: в 2 частях. Сыктывкар: ООО "Коми республиканская типография». 2014. с. 267-274.
  10. Дорошенко С.В., Нигметов К.К. Оценка стратегий и программ как направление модернизации государственного управления: опыт Республики Казахстан // Сб. трудовXIV  международной научной конференции «Модернизация России: ключевые проблемы и решения», Москва, 2014 г. URL: http://www.rkpr.inion.ru/inion/items.html?category=100002649 (дата обращения: 18.07.2018).
  11. Дорошенко С.В., Ноженко Д.Ю., Соломатин Я.И.Внедрение новых механизмов оптимизации государственного регулирования в российских регионах // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 8 (299). С. 53-56.
  12. Козельский В.Н. К вопросу об оценке эффективности и результативности государственных программ в России// Власть. 2012. №7. с. 19-22. с. 22.
  13. Колесниченко Е.А., Смольянинова Е.Г. Стратегия развития предпринимательства на региональном уровне: тенденции реализации// Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 5-6. С. 122-126. с. 123
  14. Кулаков Д.Н., Мусин Д.С. Подходы к оценке эффективности бюджетных расходов на реализацию государственных программ// Финансы. 2015. №10. с.14–20.

15.     Матвеев А.В., Сумская Т.В. Регион как объект и как субъект политического пространства власти// Вестник НГУ: Социально-экономические науки. 2000. Том 1. Выпуск 1. С. 127-141. с. 134.

  1. Медков А.Д. Формирование механизма стратегического управления малым и средним предпринимательством на региональном уровне// Российское предпринимательство. 2014. № 13 (259). С. 145-154.
  2. Мюллер В.К. Большой англо-русский и русско-английский словарь. М.: Эксмо, 2009, 1008 с.
  3. Нарынбаева А.С., Кайдарова С.Е., Байбашева Г.К. Роль малого и среднего предпринимательства в обеспечении экономического роста// Вестник Международного Университета Кыргызстана. 2015. № 1 (27). С. 85-88. С.85.
  4. Николаев М., Махотаева М. Обобщение опыта планирования социально-экономического развития в субъектах РФ// Вопросы экономики. 2002. № 5. С. 51-64.
  5. О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ // Информационно-справочная система Гарант. URL: http://base.garant.ru/70684666/ (дата обращения: 18.07.2018).
  6. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения»: Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 298. URL: http://programs.gov.ru/Portal/programs/passport/07 (дата обращения: 18.07.2018).
  7. Об утверждении Требований к стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации: Приказ Министерства регионального развития РФ от 27 февраля 2007 г. № 4. URL: http:// www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=390023#05802809159935636 (дата обращения:18.07.2018).
  8. Развитие системы стратегического планирования на федеральном, региональном и местном уровнях: состояние, проблемы и задачи: Рекомендации по итогам интернет-обсуждения (Утверждены решением Комитета по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (протокол № 24 от 22.01.2013 г.)). URL: http://region.council.gov.ru/activity/other_activities/29981 (дата обращения: 18.07.2018).
  9. Совершенствование механизма государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства: монография / Под общ. ред. В. В. Алещенко, В. В. Карпова // Омский научный вестник. 2015. 188 с.
  10. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства на период до 2030 года. URL: http://smb.gov.ru/mediacenter/bisnessnews/17746.html (дата обращения: 18.07.2018).
  11. Стратегия социально-экономического развития Архангельской области до 2030 года // URL: https://strategyrf.ru/29/documents (дата обращения: 18.07.2018).
  12. Трушкова Е.А., Воронина Л.В. Реализация программно-целевого подхода к развитию малого и среднего предпринимательства в архангельской области// «Моделирование сценариев устойчивого развития северных регионов России в современных условиях»: сборник статей международной научно-практической конференции. 2017. С. 251-259.
  13. Тютюнник И.Г. Совершенствование государственных программ как основного инструмента повышения эффективности бюджетных расходов// Экономические стратегии. 2016. №5. с.154–159.
  14. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации"// Информационно-справочная система Гарант. URL: http://base.garant.ru/70684666/ (дата обращения: 18.07.2018).
  15. Экономический потенциал населения в контексте регионального развития: социокультурный аспект: кол. моногр. / А. Г. Шеломенцев, О. А. Козлова, С. В. Дорошенко, А. И. Кузьмин, М. Н. Макарова, Е. А. Трушкова и др. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2017, 194 с.
  16. URL: http://russian.doingbusiness.org/, http://gsom.spbu.ru/gsom/centers/eship/projects/gem/ (дата обращения: 18.07.2018).
  17. Kuhlman S. Performance Measurement and Performance Comparison in German Local Governments / S. Kuhlman. P. 34–46.

 


ИНФОРМАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА

 

РЕЦЕНЗИЯ

на книгу Ф.Н. Поносова «Человеческое познание как формирование гносеологических рядов: концепция гносеологического ряда».

Санкт-Петербург: Издательство «Алетейя», 2018. 332 с.

Константин Викторович Павлов, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки Удмуртской Республики, профессор кафедры экономики и управления Ижевского филиала Российского университета кооперации (Ижевск, Россия)

 

 

Международная молодежная научно-практическая конференция

«Механизмы развития предпринимательства в современных условиях»

при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований