Вестник №4, 2018

          

ЭКОНОМИКА, ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯМИ, ОТРАСЛЯМИ, КОМПЛЕКСАМИ ECONOMY

Программно-целевое бюджетирование как­ инструмент повышения эффективности государственного сектора управления

Н.В. Чепурных, Югорский государственный Университет (Ханты-Мансийск, Россия)

А.С. Фугаева, Югорский государственный Университет (Ханты-Мансийск, Россия)

Статья посвящена одной из актуальных проблем российской экономики – повышению эффективности государственного сектора управления. В ней  рассматриваются вопросы улучшения методов использования программно-целевого планирования и управления в бюджетном процессе. Предлагается технологическая схема разработки государственных программ, оценки их значимости,  а также - формирования оптимального набора программ, исходя из целей правительства.  Материал статьи может быть использован при разработке государственных программ в органах государственной власти. 

Ключевые слова: эффективность государственного сектора управления, целевые программы, этапы разработки программы, приоритет  программы, эффективность набора программ.

Список литературы

  1. Афанасьев М.П., Шаш Н.Н. Российские бюджетные реформы: от программ социально-экономического развития до государственных программ Российской Федерации // Вопросы государственного и муниципального управления. 2014. № 2.
  2. Балацкий Е.В. Элементы экономики государственного сектора. URL: http://kapital-rus.ru/img/2013/articles/225033/EconomicsElements.pd (дата обращения 01.10.2018)
  3. Бессонова О.Э. Раздаточная экономика России: Эволюция через трансформации. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2006.
  4. Бессонова О.Э. Формирование новой реальности: от квазирынка к контрактному раздатку // Вопросы экономики. 2017. № 7. С. 96—113.
  5. Гирусов Э.В., Бобылев С.Н. и др. Экология и экономика природопользования. М.: ЮНИТИ, 2010.
  6. Гэлбрейт. Дж. Новое индустриальное общество. - М.: Прогресс, 1969.
  7. Квейд Э. Анализ сложных систем. - М.: Советское радио, 1969.
  8. Климанов В.В. и др. Совершенствование программно-целевых методов бюджетирования в Российской Федерации. Москва, 2017.
  9. Ковалева Т.М. Бюджетная политика и бюджетное планирование в Российской Федерации. М., 2016.
  10. Лемешев М.Я., Чепурных и др. Региональное природопользование: на пути к гармонии. – М.: Мысль, 1986.
  11. Мастеров А.И. Программно-целевое бюджетирование как инструмент стимулирования экономического роста в России // Финансы и кредит. 2018. Т. 24. № 5 (773). С. 1211-1228.
  12. Медведев Д.А. Новая реальность: Россия и глобальные вызовы // Вопросы экономики. 2015. № 10. С. 5-29.
  13. Оптнер С. Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем. М Советское радио 1969
  14. Пивоваров Ю. Русская политика в ее историческом и культурном отношениях. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2006.
  15. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.12.2004 № 842 «О внесении изменений в порядок разработки и реализации Федеральных целевых программ и Межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация»
  16. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 № 594 «О реализации федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд».
  17. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.04.05 № 239 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ».
  18. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.08.2010 № 588 «Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации».
  19. Путин В.В. Прямая линия. Полная версия. URL: https://www.1tv.ru/shows/vystupleniya-prezidenta-rossii/pryamaya-liniya-2018/pryamaya-liniya-s-vladimirom-putinym-2018-polnaya-versiya (дата обращения 01.10.2018)
  20. Райзберг Б.А. Современное состояние и проблемы развития государственного программно-целевого планирования и регулирования бюджетирования в Российской Федерации // Проблемы экономики и юридической практики. 2017. № 6. С. 32-35.
  21. Теребиленко Б.Н., Калиманов А.М. Анализ практики программно-целевого бюджетирования США // Горизонты экономики. 2014. № 3 (15). С. 97-100.
  22. Федеральная антимонопольная служба. Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2016 год. URL: https://fas.gov.ru/documents/type_of_documents/documenty_doklady (дата обращения 01.10.2018)
  23. Федеральный закон от 28.06.2018 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в РФ»
  24. Ханафина К.А. Международный опыт разработки и внедрения программно-целевого бюджетирования // Финансы и кредит. 2016. № 33 (705). С. 48-60.
  25. Хитч Ч. Руководство обороной. - М.: «Советское радио», 1968.
  26. Чепурных Н. В. и др. Региональное развитие. Сельская местность. – M.: Наука, 2006.
  27. Чепурных Н.В., Огнев И.Ю. Проблемы достижения государственных целей путем определения оптимального набора ведомственных программ: Материалы 11-й международной научно-практической конференции: «Актуальные вопросы развития инновационной деятельности», Симферополь, 2006.
  28. Чепурных Н.В., Новоселов А.Л. Экономика и экология: развитие, катастрофы. – М.: Наука, 1996.- 271 с.
  29. Чепурных Н.В. и др. Региональное развитие: сельская местность / Совет по изучению производительных сил. – М.: Наука, 2006. – 384 с.
  30. Чепурных Н.В. и др. Теоретические подходы и практический опыт внедрения научных достижений в процесс разработки программ социально-экономического развития территорий // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2013. №10(58). URL: http//www.uecs.ru (дата обращения 01.10.2018)

 


РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Возможности использования возобновляемых источников энергии для энергообеспечения Арктики

Ю.А. Назарова, Российский университет дружбы народов (Москва, Россия)

В.А. Сыровецкий, Российский государственный геологоразведочный университет (Москва, Россия)

В статье рассматривается проблема энергообеспечения Арктической зоны. Авторами выделены основные проблемы в энергетической сфере российской Арктической зоны: высокая стоимость электроэнергии из-за удаленности от централизованной системы энергоснабжения, изношенности основных фондов и зависимости от привозного топлива. Несмотря на близость к нефтегазовым месторождениям отмечается целесообразность развития возобновляемых источников энергии (ВИЭ), что связано, с одной стороны, с проблемой устойчивого развития Арктической зоны и экологической безопасностью, а с другой стороны – с необходимостью создания сбалансированной энергосистемы. Предлагается два варианта энергообеспечения территорий Арктической зоны с использование инновационных технологий. Первый вариант предполагает использование ветро-дизельной установки с системой аккумулирования. Второй вариант - ветро-энергетическая установка с системой аккумулирования и использования энергии в виде водорода, связанного в жидкий органический носитель. Авторами проводится оценка экономической целесообразности двух вариантов энергообеспечения, рассчитываются тарифы для обеспечения заданной доходности инвестора, которые сравниваются с текущей стоимостью электроэнергии в отдельных населенных пунктах Арктической зоны России. Выявлено, что применение инновационных технологий обеспечения может быть экономически целесообразно, но требует проведения технико-экономического анализа предлагаемых вариантов. Оценка суммарных недисконтированных затрат может быть недостаточной для корректных выводов, что связано с длительным горизонтом планирования. Проведенные в настоящем исследовании расчеты могут служить в качестве экономического ориентира при выборе инновационных вариантов энергообеспечения Арктических зон России с целью оптимизации тарифов на электроэнергию.

Ключевые слова: возобновляемые источники энергии, ветровая энергетика, водородная энергетика, дизельная генерация, Арктическая зона России.

Список литературы

  1. Демографический Ежегодник России 2017. Федеральная служба государственной статистики (Росстат), Москва, 263с.
  2. Soderholm, K. Soderholm, P. Helenius, H. Pettersson, M. Roine, V. Masloboev, V. Mingaleva, T. Petrov, V. Environmental regulation and competitiveness in the mining industry: Permitting processes with special focus on Finland, Sweden and Russia. Resources Policy, 43, 130-142, 2015.
  3. Tysiachniouk, M.S. Petrov, A.N. Benefit sharing in the Arctic energy sector: Perspectives on corporate policies and practices in Northern Russia and Alaska. Energy Research and Social Science, 39, 29-34, 2018.
  4. Tysiachniouk, M. Henry, L.A. Lamers, M. van Tatenhove, J.P.M. Oil and indigenous people in sub-Arctic Russia: Rethinking equity and governance in benefit sharing agreements. Energy Research and Social Science, 37, 140-152, 2018.
  5. Nong, D. Countryman, A.M. Warziniack, T. Potential impacts of expanded Arctic Alaska energy resource extraction on US energy sectors. Energy Policy, 119, 574-584, 2018.
  6. Konyshev, V. Sergunin, A. Potential transboundary maritime energy disputes in the Arctic: The Russian perspective (Book Chapter). Russia's Far North: The Contested Energy Frontier, 97-112, 2018.
  7. Ulyanova, M. Danchenkov, A. Maritime potential of the Russian sector of the south-eastern Baltic Sea and its spatial usage. Baltica, 29 (2), 133–144, 2016.
  8. Oksanen, K.F. Pettersson, M. Mingaleva, T. Petrov, V. Masloboev, V. License to Mine: A Comparison of the Scope of the Environmental Assessment in the Sweden, Finland and Russia. Natural Resources, 6, 237-255, 2015.
  9. Suopajarvi, L. Poelzer, G. Ejdemo, T. Klyuchnikova, E. Korchak, E. Nygaard, V. Social sustainability in northern mining communities: A study of the European North and Northwest Russia. Resources Policy 47, 61-68, 2016.
  10. Koivurova, T. Masloboev, V. Hossain, K. Nygaard, V. Petretei, A. Vinogradova, S. Legal Protection of Sami Traditional Livelihoods from the Adverse Impacts of Mining: A comparison of the Level of Protection Enjoyed by Sami in their four home states. Arctic Review on Law and Politics, 6 (1), 11-51, 2015.
  11. Masloboev, A. V. Development conceptual foundations of intelligent information-management system for regional security support of Murmansk region. The Arctic: ecology and economy, 4 (28), 118—134, 2017.
  12. Morgunova, M.O., Solovyev, D.A. Challenges to overcome: Energy supply for remote consumers in the Russian Arctic. Journal of Physics: Conference Series, 891(1), 1-6, 2017.
  13. Соловьев, Д.А. Моргунова, М.О. Габдерахманова, Т.С. Адаптация энергетической инфраструктуры в Арктике к климатическим изменениям с использованием возобновляемых источников энергии. Энергетическая политика, 4, 72-80, 2017.
  14. Tin, T. Sovacool, B. K. Blake, D. Magill, P. El Naggar, S. Lidstrom, S., Ishizawa, K. Berte, J. Energy efficiency and renewable energy under extreme conditions: Case studies from Antarctica. Renewable Energy, 35 (8), 1715-1723, 2010.
  15. Габдерахманова, Т.С. Голубева, Е. И. Рафикова, Ю. Ю. Киселева, С. В. Тарасенко, А. Б. Использование возобновляемых источников энергии в Арктических регионах РФ: решение проблем энергообеспечения и экологической безопасности. Сборник трудов международной научно-практической конференции Природопользование в Арктике: Современное состояние и перспективы развития, 144-155, 2015.
  16. Габдерахманова, Т.С. Киселева, С. В. Попель, О. С. Тарасенко, А. Б. Некоторые аспекты развития возобновляемой энергетики в арктической зоне РФ. Альтернативная энергетика и экология, 19-20, 41–53, 2016.
  17. Попель, О.С. Киселева, С. В. Моргунова, М. О. Габдерахманова, Т. С. Тарасенко, А. Б. Использование возобновляемых источников энергии для энергоснабжения потребителей в Арктической зоне Российской Федерации. Арктика: экология и экономика, 1(17), 64–69, 2015.
  18. Berdin, V.Kh., Kokorin, A.O., Yulkin, G.M., Yulkin. Renewable energy in off-grid settlements in the Russian Arctic. Moscow, 2017.
  19. Boute, A. Off-grid renewable energy in remote Arctic areas: An analysis of the Russian Far East. Renewable and Sustainable Energy Reviews, 59, 1029– 1037, 2016.
  20. Горюнов О.А., Назарова Ю.А. Перспективы применения ветроэнергетических установок для энергообеспечения объектов газовой промышленности в районах Крайнего Севера // Территория НЕФТЕГАЗ. – М., 2015. - №12 – с.18-22.
  21. Кулаков А.В., Горюнов О.А., Назарова Ю.А. Опыт реализации проектов строительства ветро-дизельных комплексов в России // Промышленная энергетика. – М., 2016. - №4 – с.51-56.
  22. Мысленков, С.А. Маркина, М. Ю. Киселева, С. В. Столярова, Е. В. Архипкин, В. С. Умнов, П. М. (2018). Исследование ресурсов энергии волн в акватории Баренцева моря. Теплоэнергетика, 7, 5–15.

 

Рейтинговый подход к оценке эффективности дивидендной политики публичных компаний России

Е. А. Бадокина, Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина (Сыктывкар, Россия)

О. И. Максименко, Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина (Сыктывкар, Россия)

Статья посвящена актуальной теме финансового менеджмента — оценке эффективности дивидендной политики отечественных публичных компаний. В статье изложены ключевые аспекты оценки эффективности дивидендной политики, обосновывается целесообразность применения к оценке рейтингового подхода с учетом отраслевого фактора. Произведен расчет и анализ совокупности показателей эффективности дивидендной политики голубых фишек. Рассчитаны значения коэффициентов, учитывающих тесноту связи между ценой акции и размером выплачиваемого дивиденда в зависимости от отраслевой принадлежности компании. На основе полученных значений коэффициентов дивидендного выхода, дивидендной доходности, P/E, размера дивидендов, начисленных на одну акцию, и коэффициентов отраслевой силы связи цены акции и размера выплачиваемого дивиденда авторами была сформирована матричная рейтинговая модель индивидуальных показателей эффективности голубых фишек; дана оценка влияния на рейтинг значений отраслевого коэффициента. В результате применения рейтингового подхода при оценке эффективности дивидендной политики сформирована объективная картина инвестиционной привлекательности компаний для инвесторов и потенциала роста рыночной капитализации компании.

Ключевые слова: российский фондовый рынок, инвестиционные решения, дивидендные решения, инвестиционная привлекательность, потенциал роста рыночной стоимости.

Список литературы

  1. Владыженская О. В. Дивидендная политика российских компаний. Особенности и тенденции // Студент: наука, профессия, жизнь, 2016. С. 12—18. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_26730060_85059640.pdf (дата обращения: 03.10.2018).
  2. Максименко О. И., Бадокина Е. А. Оценки состояния дивидендной политики ведущих российских компаний // Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). 2018. № 10 (55) (часть 5). С.69—75.
  3. Московская биржа: [сайт]. URL: https://www.moex.com/ (дата обращения: 16.10.2018).
  4. Синицкая Н. Я. Финансы предприятий в рисунках и схемах. М.: Академия естествознания, 2011. URL: https://www.monographies.ru/ru/book/section?id=4616 (дата обращения: 07.10.2018).
  5. Терещенко Е. О. Финансовая деятельность субъектов хозяйствования: учеб. пособие. К.: КНЭУ, 2003. URL: http://lybs.ru/index-323.htm (дата обращения: 20.10.2018)
  6. Черенкова Н. Ю., Аренков И. А. Дивидендная политика российских акционерных обществ нефтяного сектора // Российское предпринимательство. 2012. Т. 13. № 24. С. 128—135.

 

Определение значимости видов регулирования для повышения энергоэффективности в северных регионах

С.Л. Садов, Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук (Сыктывкар, Россия)

В статье рассматривается проблема моделирования значимости управляющих воздействий в сфере повышения энергоэффективности на Севере, а также нахождения их оптимального соотношения. В качестве инструмента решения этой задачи выбран метод анализа иерархий Томаса Саати. В соответствии с ним была построена 3-уровневая иерархия, связывающая энергоэффективность с управляющими воздействиями через 6 факторов. Все матрицы приоритетности заполнены оценками парных сравнений, полученных экспертным путём. Вычисления показали, что рыночные механизмы позволяют реализовать потенциал роста энергоэффективности лишь на 24%. Остальное достижимо под воздействием экономического регулирования (46%) и мер административной регламентации (30%). Этот результат свидетельствует о важности разработки и совершенствования регулирующих механизмов в области повышения энергоэффективности.

Ключевые слова: повышение энергоэффективности, северные регионы, значимость регулирующих воздействий, оптимальное соотношение, метод анализа иерархий.

Список литературы

  1. Жигалов В.М., Пахомова Н.В. Современная система стратегического планирования энергосбережения и повышения энергоэффективности в России в контексте новой климатической политики // Проблемы современной экономики. 2015. № 3 (55). С. 62-71.
  2. Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. Пер. с англ. Р.Г. Вачнадзе. М.: Радио и связь, 1993. 278 с.
  3. Садов С.Л. Учёт специфики регионов Севера при выборе методов моделирования энергоэффективности // Материалы шестой Всероссийской научной конференции «Актуальные проблемы, направления и механизмы развития производительных сил Севера – 2016» (г. Сыктывкар, 19-21 сентября 2018 г.). Сыктывкар: изд-во КНЦ, 2018. ч. III. С. 106-112.

 


НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ И ДЕМОГРАФИЯ

Миграционная политика на территории Арктической зоны Российской Федерации: особенности и направления совершенствования

А.Г. Шеломенцев, Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук (Екатеринбург, Россия)

Л.В. Воронина, Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики имени академика Н.П. Лаверова Российской академии наук (Архангельск, Россия)

Е.В. Смиренникова, Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики имени академика Н.П. Лаверова Российской академии наук (Архангельск, Россия)

А.В. Уханова, Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики имени академика Н.П. Лаверова Российской академии наук (Архангельск, Россия)

Целью настоящего исследования стала разработка направлений совершенствования государственного регулирования миграционных потоков в регионах Арктической зоны Российской Федерации. В ходе работы авторами выделены и проанализированы основные этапы реализации миграционной политики северных и арктических территорий в ХХ-ХХI веках. Проведен контент-анализ документов стратегического планирования (стратегии и государственные программы) на предмет основных целей, механизмов и инструментов государственной политики в сфере регулирования миграции в арктических субъектах страны. В результате анализа статистической информации и документов стратегического планирования авторами был сделан вывод о низкой эффективности  государственной политики в сфере миграции в Российской Арктике. Для решения выявленных проблем авторским коллективом предлагается разработка специальной государственной программы, целью которой должно стать закрепление населения на территориях АЗРФ и привлечение новых трудовых ресурсов в соответствии с потребностями народно-хозяйственного комплекса, а также программ на региональном уровне по регулированию миграции населения.

Ключевые слова: арктические регионы, миграция, государственная политика, механизмы и инструменты, особенности

Благодарности

Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-010-00509 А «Факторы и механизмы взаимовлияния миграционных процессов и динамики социально-экономического развития арктических регионов России».

Список литературы

  1. Губина О.В., Проворова А.А. Проблемы эффективности инструментов программного регулирования формирования и развития демографического потенциала в арктических регионах РФ // Проблемы развития территории. 2018. № 3 (95). С. 58-75.
  2. Корель Л., Корель И. Дрейф регионов в миграционном пространстве России // Общество и экономика. 2014. №4. С. 158-177.
  3. Лаженцев В.Н. Север России: альтернативы на будущее // Современные производительные силы. 2013. № 2. С. 115-124.
  4. Лаженцев В.Н. Территориальная организация населения и хозяйства Европейского Севера России // Регион. 2015. № 2. С. 3–28.
  5. Логинов В.Г. Социально-демографический потенциал этнических районов Арктики // Журнал экономической теории. 2017. № 4. С. 37-49.
  6. О внесении изменений в Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации»: фед. закон от 23 июня 2016 г. № 210-ФЗ. URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199998/ (дата обращения 20.08.2018)
  7. О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей: фед. закон от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 43. Ст. 418.
  8. О проекте стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года с определением целевого видения до 2050 года: постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2016 г. № 455. URL: cntd.ru/document/444958940 (дата обращения 12.08.2018).
  9. О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации: указ Президента РФ № 296 от 02 мая 2014 г. (ред. от 27.06.2017 г. № 287) // Собрание законодательства РФ. 2014. №18 (ч. II). Ст. 2136.
  10. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года»: постановление Правительства РФ от 21 апреля 2014 г. № 366 // Собрание законодательства РФ. 2014. № 18 (часть IV). Ст. 2207.
  11. Об утверждении перечня территорий приоритетного заселения: распоряжение Правительства РФ от 27 мая 2013 г. № 848-р (ред. от 24.08.2018). URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_146843/ (дата обращения 20.08.2018).
  12. Павлова М.А. Социологический портрет второго поколения мигрантов Крайнего Севера // Вестник экономики, права и социологии. 2014. № 2. С. 188-192.
  13. Пилясов А.Н. Арктика: общее и особенное // В сборнике: Пути России. Север - Юг Под общ. ред. М.Г. Пугачевой и В.П. Жаркова. 2017. С. 16-21.
  14. Север и Арктика в новой парадигме мирового развития: актуальные проблемы, тенденции, перспективы: научно-аналитический доклад / Под научной ред. В.С. Селина, Т.П. Скуфьиной, Е.П. Башмаковой, Е.Е. Торопушиной. - Апатиты, 2016. 420 с.
  15. Селин В.С. Оценка эффективности системы государственных гарантий и компенсаций в северных регионах России // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2016. № 4. С. 90-98.
  16. Соколова Ф.Х. Миграционные процессы в Российской Арктике // Арктика и Север. 2016. №25. С.158-172.
  17. Стратегия развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года: утв. Президентом РФ от 8 февраля 2013 г. № Пр-232. URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_142561/ (дата обращения 10.08.2018).
  18. Стратегия социально-экономического развития Архангельской области до 2030 года: распоряжение администрации Архангельской области от 16 декабря 2008 г. № 278-ра/48.URL: dvinaland.ru/-60u098rc (дата обращения 12.08.2018).
  19. Стратегия социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года: постановление Законодательного собрания края от 05 июля 2018 г. № 5-1860П. URL: www.sobranie.info/lawsinfo.php?UID=15360 (дата обращения 12.08.2018).
  20. Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года: постановление Правительства Мурманской области от 25 декабря 2013 г. № 768-ПП/20. URL: docs.cntd.ru/document/465602093 (дата обращения 12.08.2018).
  21. Стратегия социально-экономического развития Ненецкого автономного округа на перспективу до 2030 года: постановление Собрания депутатов Ненецкого автономного округа от 22 июня 2010 г.  № 134-сд. URL: econom.adm-nao.ru/dokumenty/socialno-ekonomicheskoe-razvitie/ (дата обращения 10.08.2018).
  22. Стратегия социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2020 года: постановление Законодательного Собрания Республики Карелия от 24 июня 2010 года № 1755- IVЗС. URL: www.gov.karelia.ru/Leader/Document/Strategy2020/ (дата обращения 10.08.2018).
  23. Стратегия социально-экономического развития Республики Коми на период до 2020 года: постановление Правительства Республики Коми от 27 марта 2006 г. № 45. URL: docs.cntd.ru/document/424055636 (дата обращения 12.08.2018).
  24. Стратегия социально-экономического развития Чукотского автономного округа до 2030 года: распоряжение Правительства Чукотского автономного округа от 16 июля 2014 г. № 290 – рп. URL: docs.cntd.ru/document/446123709 (дата обращения 10.08.2018).
  25. Стратегия социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года: постановление Законодательского собрания Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 декабря 2011 г. № 839. URL: cntd.ru/document/424064239 (дата обращения 12.08.2018).
  26. Фаузер В.В. Факторы миграции населения северных регионов // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2010. №3 (11). С.138-144.

 

Миграционный фактор социально-экономического развития Воркутинского городского округа – опорной зоны Российской Арктики

В.В. Фаузер, Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук (Сыктывкар, Россия)

Т.С. Лыткина, Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук (Сыктывкар, Россия)

А.В. Смирнов, Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук (Сыктывкар, Россия)

Г.Н. Фаузера, Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук (Сыктывкар, Россия)

В статье приводится административно-территориальное устройство Арктической зоны Российской Федерации по муниципальным образованиям и городским округам; дается оценка природно-ресурсному потенциалу; анализируется общая численность постоянного населения с выделением городского населения. Выполнена группировка арктических городов по численности населения и средней людности, показано распределение населения городов по числу жителей, особое внимание уделено крупным городам с населением свыше 100 тыс. человек; отмечается, что большая часть городских жителей российской Арктики проживает в городах с численностью населения свыше 50 тыс. человек. Особенности социально-экономического развития городов Арктики рассмотрены на примере городского округа «Воркута», ставшего с 2014 г. составной частью сухопутных территорий Арктической зоны Российской Федерации. Представлены история формирования населения, динамика численности городского округа «Воркута» и входящих в него поселков городского типа с 1959 по 2018 г.; анализируется воспроизводство населения с 1970 г.; приводятся две компоненты общего прироста населения с 1991 г. Значительное внимание уделено миграционным процессам в современный исторический период; впервые в научный оборот вводится информация по миграции населения по городскому округу «Воркута» в разрезе поселков городского типа. Миграционные потоки исследованы по направлениям: внутренняя, внешняя и международная миграция. Рассмотрены половозрастные и образовательные характеристики мигрантов, причины территориальной подвижности населения.

Ключевые слова: Арктика, Воркута, население городов, воспроизводство и миграция населения.

Список литературы

  1. Бурцев И.Н., Дмитриева Т.Е. Сырьевая база минерального строительного сырья Воркутинской опорной зоны Арктики // Актуальные проблемы, направления и механизмы развития производительных сил Севера – 2018: Сборник статей Шестой Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) (19-21 сентября 2018 г., г. Сыктывкар): в 3 ч. Сыктывкар: ООО «Коми республиканская типография», 2018. Ч. II. С. 18-23.
  2. Дмитриева Т.Е., Бурый О.В. Пространственно-экономическая методология формирования и функционирования опорных зон развития Арктики // Актуальные проблемы, направления и механизмы развития производительных сил Севера – 2018: Сборник статей Шестой Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) (19-21 сентября 2018 г., г. Сыктывкар): в 3 ч. Сыктывкар: ООО «Коми республиканская типография», 2018. Ч. I. С. 15-26.
  3. Замятина Н.Ю., Гончаров Р.В. Феномен урбанизации в комплексном развитии Арктической зоны // Управление инновационным развитием Арктической зоны Российской Федерации: сборник избранных трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (14-16 сентября 2017 г., г. Северодвинск). Архангельск: КИРА, 2017. 759 с.
  4. Кузнецов С.К., Бурцев И.Н. Минерально-сырьевые ресурсы в районе железной дороги Воркута – Усть-Кара – Амдерма // Актуальные проблемы, направления и механизмы развития производительных сил Севера – 2018: Сборник статей Шестой Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) (19-21 сентября 2018 г., г. Сыктывкар): в 3 ч. Сыктывкар: ООО «Коми республиканская типография», 2018. Ч. II. С. 32-36.
  5. Лексин В., ПорфирьевБ. Новое обустройство Арктики: вызов и социально-экономический ресурс будущего России // Проблемы теории и практики управления. 2015. №6. С. 54-60.
  6. Лыткина Т.С., Фаузер В.В. Государственное управление принудительной миграцией как способ освоения Севера России в 1930-1950-е гг. // Журнал социологии и социальной антропологии. 2016. Т. XIX. №1 (84). С. 90-109.
  7. Миграция населения Республики Коми за 1997 г. / Статистический бюллетень. Госкомстат Республики Коми, 1998. 42 с.
  8. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу (утв. Президентом РФ 18.09.2008 г. №Пр-1969). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 08.11.2018).
  9. О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 02.05.2014 г. № 296. Администрация Президента России. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/38377 (дата обращения: 09.11.2018).
  10. О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации: Указ Президента РФ от 2 мая 2014 г. № 296 (ред. от 27.06.2017 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 08.11.2018).
  11. Официальный сайт администрации городского округа «Воркута». URL: http://воркута.рф/ (дата обращения: 01.06.2016).
  12. Рыбаковский Л.Л. Депопуляция и ее этнические аспекты в России // Социологические исследования. 2015. №4. С. 18-28.
  13. Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года: Государственная программа Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 21.04.2014 г. №366). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 08.11.2018).
  14. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020года (утв. Президентом РФ). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 08.11.2018).
  15. Фаузер В.В. Влияние миграции на численность и состав населения Республики Коми. Серия препринтов «Научные доклады» / Коми научный центр УрО РАН. Сыктывкар, 1992. Вып. 293. 32 с.
  16. Фаузер В.В. Демографический и трудовой потенциал развития Республики Коми. Сыктывкар, 2007. 40 с. (Научные доклады / Коми научный центр УрО РАН; вып. 492).
  17. Фаузер В.В., Лыткина Т.С., Клименко В.А. Демографическое развитие Воркутинского городского округа – составной части Арктической зоны России // Экономическая наука сегодня: сборник научных статей / БНТУ; редкол.: С.Ю. Солодовников (пред. редкол.) [и др.]. Минск: БНТУ, 2017. №6. С. 185-198.
  18. Фаузер В.В., Лыткина Т.С. Миграционные процессы на российском Севере // Социальная политика и социология. 2017. Том 16. №1 (120). С. 141-149.
  19. Фаузер В.В., Лыткина Т.С., Панарина И.А. Воркутинский городской округ в Арктическом пространстве России: динамика численности и особенности воспроизводства населения // Известия Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук. 2017. №4. С. 123-131.
  20. Фаузер В.В., Лыткина Т.С. Принудительные миграции советского периода: хронология и масштабы // Демографические процессы на постсоветском пространстве: сборник материалов VI Уральского демографического форума с международным участием. Том I. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2015. С. 124-131.
  21. Фаузер В.В., Лыткина Т.С., Фаузер Г.Н. Государственное управление миграцией населения: от принуждения к поощрению // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник НИЦ КПУВИ СГУ (электронный журнал). 2015. №3. С.151-168.
  22. Фаузер В.В., Лыткина Т.С., Фаузер Г.Н. Миграционный фактор динамики численности и этнических структур населения Российского Севера // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2017. №5 (56). С. 32-43. DOI: 10.25702/KSC.2220-802X-5-2017-56-32-43.
  23. Фаузер В.В., Назарова И.Г., Фаузер Вл.В. Социально-трудовые отношения: отраслевая и региональная специфика / Отв. редактор д.т.н., профессор Н.Д. Цхадая. М.: Экон-Информ, 2010. 174 с. (Б-ка демографа; Вып. 13).
  24. Фаузер В.В., Смирнов А.В. Мировая Арктика: природные ресурсы, расселение населения, экономика // Арктика: экология и экономика. 2018. №3(31). С. 6-22. DOI: 10.25283/2223-4594-2018-3-6-22.
  25. Фаузер В.В., Смирнов А.В. Российская Арктика: от острогов к городским агломерациям // ЭКО. 2018. №7. С. 112-130. DOI: 10.30680/ЕСО0131-7652-2018-7-112-130.
  26. Фаузер В.В. Финно-угорские народы: история демографического развития. Сыктывкар, 2005. 24 с.

 


МАРКЕТИНГ

Рефлексия маркетинг менеджмента предприятия

 М. П. Калиниченко, Донецкий национальный университет (Донецк, Донецкая Народная Республика)

В статье рассмотрены теоретические и методологические положения рефлексивного управления и установлены ключевые направления использования рефлексии в маркетинг менеджменте предприятия. Обоснована управленческая функция рефлексии в маркетинг менеджменте, а также использование рефлексивного подхода в направлении гармонизации интересов с ключевыми группами заинтересованных сторон. Рефлексия в маркетинг менеджменте направлена на достижение целей управления за счет подготовки и принятия соответствующих решений через воздействие на интересы ключевых групп заинтересованных сторон и повышение рыночной ориентации. Для некоторых подсистем системы маркетинг менеджмента разработаны направления предоставление информации ключевым группам заинтересованных сторон для осуществления рефлексивного воздействия.

Ключевые слова: рефлексия, маркетинг менеджмент, система и подсистемы маркетинг менеджмента, заинтересованные стороны, интересы, предприятие, воздействие.

Список литературы

  1. Декарт Р. Сочинения : в 2 т. М. : Мысль, 1994. Т. 2. 632 с.
  2. Лефевр В.А. Конфликтующие структуры. М. : Сов. радио, 1973. 92 с.
  3. Лефевр В.А., Смолян Г. Л. Алгебра конфликта. М. : Ленанд, 2016. 72 с.
  4. Смолян Г.Л. Рефлексивное управление − технология принятия манипулятивных решений // Труды Института системного анализа РАН. 2013. Т. 63. № 2. С. 54-61.
  5. Авилов А.В. Рефлексивное управление. Методологические основания. М. : Тандем, 2003. 192 с.
  6. Красовский Ю.Д. Рефлексивно-ценностная концепция управления в новых условиях хозяйствования : дис. д-ра социол. наук : 22.00.05; Моск. гос. ун-т. им.М. В. Ломоносова. М., 1991. 367 с. 
  7. Лепа Р.Н. Модели рефлексивного управления в экономике: монография; НАН Украины, Ин-т экономики промышленности. Донецк, 2012. 380 с.
  8. Калиниченко М.П. Парадигмальный синтез в маркетинг-менеджменте: от манипуляции с потребителями к гармонии интересов с заинтересованными сторонами // Вестник Самарского муниципального института управления, 2018. № С. 7−14.
  9. Гусева А.И., Тихомирова А.Н. Дискретная математика для информатиков и экономистов. М. : НИЯУ МИФИ, 2010. 280 с.
  10. Гриценко С. І., Калиниченко М.П. Маркетингово-логістичний механізм формування ринку робочої сили. Донецьк: ДонНУ, 2006. 220 с.

 


БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

Проблемы учета ресурсов в лесозаготовках, обусловленные влиянием отраслевых особенностей

Л. Г. Уляшева, Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина (Сыктывкар, Россия)

Вопросы формирования полной и достоверной учетной и отчетной информации, соответствующей запросам субъектов бизнеса по качественному раскрытию отраслевой специфики добывающей деятельности, к которой относится и лесозаготовка, в настоящее время сохраняют свою открытость и широко обсуждаются в научных публикациях. На первый план в дискуссиях данного направления выдвигаются проблемы полезности представления для внешних и внутренних пользователей информации, соответствующей реальной экономической ситуации по вовлеченным в производство ресурсам природы, разработки в изменившихся условиях хозяйствования новых правил учета самого процесса добычи, а также нормативного оформления и закрепления этих вопросов. Отсутствие комплексного руководства в учете ресурсов добывающей отрасли и разнородность мнений специалистов в решении обозначенных выше проблем определили цель работы. Целью проведенного исследования явилось определение направлений дальнейшего развития методологии учета ресурсов, способствующих преодолению проблем качества продуцируемой учетом информации, вызванных отраслевыми особенностями лесозаготовок. В статье с применением методов анализа, синтеза, обобщения, системного и логического подхода были исследованы позиции различных специалистов, а также действующий порядок нормативного регулирования отраслевого учета. Выработанные предложения предназначены способствовать повышению качественного представления пользователям информации, характеризующей деятельность по вовлечению природных ресурсов в хозяйственный оборот. Так, применение при квалификации запасов лесных ресурсов положений экономической теории и экономики природопользования должно привести к выработке однозначного понимания их сущности и корректному отражению в учете и отчетности информации о ресурсах природы, специфически используемых  предприятиями добывающего сектора экономики.  Выделение в учете лесозаготовок стадий добычной деятельности с применением принципа сущностной результативности будет способствовать сближению отечественной отчетности с международными рекомендациями по представлению процесса добычи с одновременным учетом специфики заготовки лесных ресурсов. Для унификации правил учета ресурсов в добывающей отрасли предложены варианты нормативного закрепления выработанной методологии, что  призвано повысить прозрачность и понятность формируемых показателей.

Ключевые слова: запасы природных ресурсов, активы, лесозаготовка, добывающая отрасль, природопользование, отраслевые учетные стандарты.

Список литературы

  1. Афанасьева О. Особенности применения МСФО в добывающих отраслях // МСФО: практика применения.   № 3 (9). С. 37-48.
  2. Воинов В.Р. Особенности бухгалтерского и налогового учета производственных затрат в организациях лесопромышленного комплекса // Консультант бухгалтера. 2002. № 6.
  3. Корнилова А. В. Проблемы нормативного регулирования бухгалтерского учета в угледобывающей отрасли // Молодой ученый. 2013. №7. С. 183-187.
  4. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 6 "Разведка и оценка запасов полезных ископаемых" (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина РФ от 25.11.2011 N 160н).
  5. Морозова Е.В. Учет природопользования в лесозаготовках: диссертация … кандидата экономических наук: 08.00.12; [Место защиты:Санкт-Петербургский государственный университет]. Санкт-Петербург, 2009. 164 с.
  6. Отраслевые особенности состава затрат, включаемых в себестоимость продукции на предприятиях лесопромышленного комплекса [Электронный ресурс] : [утв. 19.10.1994 г.] вместе с Методическими рекомендациями (Инструкцией) по планированиию, учету и калькулированию себестоимости продукции лесопромышленного комплекса [Электронный ресурс] : [утв. Минэкономики РФ 16.07.1999 г.] // СПС «Консультант Плюс» : Законодательство.
  7. Положение по бухгалтерскому учету «Учет затрат на освоение природных ресурсов» (ПБУ 24/2011) [Электронный ресурс] : приказ : [утв. МФ РФ 06.10.2011 г. № 125н] // СПС «Консультант Плюс» : Законодательство.
  8. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01) [Электронный ресурс] : приказ : [утв. МФ РФ 30.03.2001 г. № 26н] // СПС «Консультант Плюс» : Законодательство.
  9. Сухарева О.В. Специфические проблемы бухгалтерского учета в добывающих отраслях и их регулирование в МСФО // Международный бухгалтерский учет. 2009. №10. С.33-37.

 


ИНФОРМАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА

Поздравляем д. э. н, профессора В. В. Фаузера с юбилеем!

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

результатов Международной студенческой научно-практической конференции

«Механизмы развития предпринимательства в современных условиях»при поддержке РФФИ

А. А. Вишняков, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и корпоративного управления Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина (Сыктывкар, Россия)

Н. А. Оганезова, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и корпоративного управления Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина (Сыктывкар, Россия)

Информационное письмо Международной научно-практической конференции «Новая технологическая революция: вызовы и возможности»