Свежий номер

          

Потенциал государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения Арктической зоны Российской Федерации

DOI: 10.34130/2070-4992-2019-2-51-60

УДК 331.1, 338.2

Текст статьи 

Торопушина Е. Е. — Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина — обособленное подразделение Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр Российской академии наук», г. Апатиты, Россия; к.э.н., доцент, старший научный сотрудник отдела социальной политики на Севере, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

В настоящее время здравоохранение российской Арктики переживает системный кризис, наблюдается дефицит инфраструктурной обеспеченности и государственных расходов на цели охраны здоровья жителей арктических территорий. В условиях сокращения бюджетных средств на здравоохранение стало актуальным привлечение частных инвестиций в эту сферу, в том числе и в рамках государственночастного партнерства, но практической реализации этого инструмента государственного регулирования в арктических регионах не произошло. В связи с этим целью работы стало исследование теоретических оснований, зарубежных трендов и российского опыта реализации государственно-частного партнерства в здравоохранении, а также определение имеющихся ограничений и потенциала реализации инфраструктурных проектов в здравоохранении арктических субъектов РФ на условиях государственно-частного партнерства. В процессе работы использовались методы логического и статистического анализа, кейсстади. Исследование показало наличие значительного потенциала развития института государственночастного партнерства в здравоохранении арктических регионов, однако выявленные тенденции свидетельствуют о необходимости кардинальных изменений базовых принципов реализации федеральной социальной политики в Арктической зоне Российской Федерации, в основе которых должен быть учет специфических особенностей арктической территории и ее значимость для экономического развития страны в целом. Только при этом условии станет возможным прекращение дальнейшего развития негативных тенденций в здравоохранении Арктики, а реализация государственно-частного партнерства в этой сфере послужит действенным инструментом реализации политики в сфере охраны здоровья населения, будет способствовать формированию и росту человеческого капитала, модернизации арктической экономики и саморазвитию российской арктической социальноэкономической территориальной системы. Практическая значимость полученных результатов определяется возможностью их применения в практике государственного управления, научных и аналитических исследованиях развития государственночастного партнерства в российской Арктике. Ключевые слова: здравоохранение, государственно-частное партнерство, проекты, инфраструктура, Арктическая зона Российской Федерации

Список литературы

  1. Торопушина Е. Е., Башмакова Е. П. Социальная интеграция в образовании как ресурс саморазвития местных сообществ Арктики: зарубежный опыт // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2018. №3. С. 75-82.
  2. Transforming our world: the 2030 Agenda for Sustainable Development / Resolution adopted by the General Assembly on 25 September 2015. URL: http://www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/RES/70/1&Lang=E (дата обращения: 08.05.2019).
  3. The European health report 2018. More than numbers – evidence for all. Highlight. World Health Organization, 2018, 20 p.
  4. OECD Infrastructure Financing Instruments and Incentives. Paris: OECD Publishing, 2015. 74 p. URL: http://www.oecd.org/finance/private-pensions/Infrastructure-Financing-Instruments-and-Incentives.pdf (дата обращения: 14.05.2019).
  5. Colantonio A., 2009. Social sustainability: a review and critique of traditional versus emerging themes and assessment methods. In: SUE-Mot Conference 2009: Second International Conference on Whole Life Urban Sustainability and its Assessment: conference proceedings. Loughborough: Loughborough University, pp.: 865-885.
  6. Ferlie E., Ashburner L., Fitzgerald L., Pettigrew A., 1996. The New Public Management in Action. Oxford: Oxford University Press. DOI: 10.1093/acprof:oso/9780198289029.001.0001.
  7. Черемисинова Д. В., Тарасенко С. В., Скороход А. А. Зарубежный опыт финансирования инфраструктурных проектов на основе государственно-частного партнерства и возможность его имплементации // Пермский финансовый журнал. 2018. № 2 (19). С. 115–126.
  8. А Guidebook on Public-Private Partnership in Infrastructure. United Nations. Economic and Social Commission for Asia and the Pacific. Bangkok, 2011. 83 p. URL: https://www.unescap.org/sites/default/files/ppp_guidebook.pdf (дата обращения: 17.05.2019).
  9. Roehrich J.K., Lewis M.A., George G., 2014. Are Public-Private Partnerships a Healthy Option? A Systematic Review. Social Science and Medicine, vol. 113, pp: 110-119. DOI: 10.1016/j.socscimed.2014.03.037.
  10. Private Participation in Infrastructure (PPI) Annual Report 2018. The World Bank, 2018. 34 p. URL: http://ppi.worldbank.org/~/media/GIAWB/PPI/Documents/Global-Notes/PPI_2018_AnnualReport (дата обращения: 03.06.2019).
  11. Barrows D., McDonald H. I., Supapol A. B., Dalton-Jez O., Harvey-Rioux S., 2012. Public-private partnerships in Canadian health care. A case study of the Brampton Civic Hospital. OECD Journal on Budgeting, vol. 12/1. DOI: 10.1787/budget12-5k9czxkbck9w.
  12. Hodge G. A., Greve C., 2007. Public Private Partnerships: An International Performance Review. Public Administration Review, vol. 67 (3), pp: 545-558. DOI: 10.1111/i.1540-6210.2007.00736.x.
  13. Koppenjan J.F.M., Enserink B., 2009. Public-Private Partnerships in Urban Infrastructures: Reconciling Private Sector Participation and Sustainability. Public Administration Review, vol. 69 (2), pp: 284-296. DOI: 10.1111/j.1540- 6210.2008.01974.x.
  14. Медянцева С. Г., Кавкаева Н. В., Кавкаева О. Н. Проекты государственно-частного партнерства в социальной сфере Российской Федерации // Journal of Economic Regulation. 2018. Т. 9. № 4. С. 82–95. DOI: 10.17835/2078- 5429.2018.9.4.082-095.
  15. Гафурова Г. Т. Зарубежный опыт развития механизмов государственно-частного партнерства // Финансы и кредит. 2013. № 48 (576). С. 62–72.
  16. Панова Т. В. Опыт развитых европейских стран в использовании форм и моделей ГЧП в здравоохранении // Вопросы экономики и права. 2015. № 11. С. 99–102.
  17. Молчанова М. Ю. Государственно-частное партнерство в системе финансирования здравоохранения регионов // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2016. № 2 (44). С. 114-132.
  18. Кудря Л. И., Зорина А. А., Шрага М. Х. Потенциал государственно-частного партнерства в оптимизации первичной медико-санитарной помощи детям в Арктике // Труды Архангельского центра Русского географического общества: сборник научных статей / Арханг. центр Рус. геогр. о-ва. Вып. 4. Архангельск, 2016. С. 273–277.
  19. Мarket Update. Review of the European PPP Market in 2018. European PPP Expertise Centre and European Investment Bank, 2018. 14 p. PPP Expertise Centre. URL: https://www.eib.org/attachments/epec/epec_ market_update_2018_en.pdf (дата обращения: 11.06.2019).
  20. Итоги 2018 ГЧП-года: проекты, события и инициативы. РосИнфа. Платформа поддержки инфраструктурных проектов, 29.12.2018. URL: http://www.pppi.ru/news/itogi-2018-gchp-goda-proekty-sobytiya-i-iniciativy (дата обращения: 18.06.2019).
  21. PUK Projects Database. PartnershipsUK. Date Views 19.06.2019. URL: https://www.partnershipsuk.org.uk/PUKProjects-Database.aspx.
  22. Торопушина Е. Е. Социальная инфраструктура арктических регионов // ЭКО. 2009. № 8 (422). С. 120–135.
  23. Социальная устойчивость регионов российского Севера и Арктики: оценка и пути достижения / коллектив авторов; под науч. редакцией Л. А. Рябовой. Апатиты: ФИЦ КНЦ РАН, 2018. 169 с.
  24. Степанова Е. Н. Государственно-частное партнерство в арктических регионах Российской Федерации // Развитие арктических территорий: опыт, проблемы, перспективы: материалы международной научнопрактической конференции / Научн. ред. Г. В. Жигунова. Мурманск, 2018. С. 248–250.

Для цитирования: Торопушина Е. Е. Потенциал государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения Арктической зоны Российской Федерации // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2019. № 2. С. 51–60. DOI: 10.34130/2070-4992-2019-2-51-60.