Свежий номер

          

Проектное мышление: методологические основы

Текст статьи 

Товмасян В. В. — Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина, г. Сыктывкар, Россия; старший преподаватель кафедры экономической теории и корпоративного управления e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Шихвердиев А. П. — Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина, г. Сыктывкар, Россия; д.э.н., профессор, зав. кафедрой экономической теории и корпоративного управления e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Оганезова Н. И. — Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина, г. Сыктывкар, Россия; к.э.н., доцент кафедры экономической теории и корпоративного управления e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

DOI: 10.34130/2070-4992-2019-3-26-35

УДК 330/159.9

Практико-ориентированный подход в некоторых литературных источниках рассматривается как причина для уменьшения роли научно-исследовательских, академических методов в развитии интеллекта и мышления при подготовке высококвалифицированных экономистов и менеджеров. Однако профессиональное проектное мышление, основанное преимущественно на практике, проявляется как мастерство или ремесло, отражение профессионального опыта, которому, как правило, в условиях инновационной экономики, неопределенности и риска не хватает научности, потенциала для развития. Барьерами на пути развития проектного мышления являются: увеличивающийся в последние годы формализм, недостаточное внимание, уделяемое поклонниками практико-ориентированного подхода фундаментальной подготовке, слабость междисциплинарных связей между философами, экономистами, управленцами и другими специалистами. Концепция проектного мышления активно разрабатывается в рамках теории педагогического проектирования в широком смысле (как вид профессиональной деятельности педагога) и в узком смысле (как педагогическая технология), в то время как методологическим основам проектного мышления, необходимого для профессиональной деятельности экономиста или менеджера, уделяется крайне мало внимания. В данной статье на основе методов традиционной логики, экономических и когнитивных методов анализа представлены теоретическое исследование содержания проектного мышления и интеллекта, рефлексия опыта развития проектного мышления у обучающихся в Сыктывкарском государственном университете имени Питирима Сорокина. Определены виды проектного мышления, что необходимо для уточнения образовательных программ, доработки стандартов по управлению проектами, для правильной организации командной работы при реализации проектов. Обоснованы выводы о том, что разумная степень рациональности, обеспечивающая безопасность проектов, невозможна без развития проектного мышления, проектной культуры. Необходимо учитывать, что проектный интеллект у каждого человека имеет собственную конфигурацию и на протяжении жизни изменяется. Проблема узкой специализации участников проектов должна решаться через формирование способности к командной работе в проекте, через усиление междисциплинарных связей, формирование новых коммуникаций, развитие проектной культуры.

Ключевые слова: методология, виды проектного мышления, стандарты по управлению проектами, инновации, практико-ориентированный подход, проектная культура.

Список литературы

  1. Чернякова Л. В угоду эффективности // БДМ. Банки и деловой мир. 2016. № 9. С. 82–84.
  2. Стиглер Дж. Экономическая теория информации. СПб.: Экономическая школа, 2000. 534 с.
  3. Штомпф Г. «Проектное мышление» – это не о размышлениях, а о действиях // Проблемы управления в социальных системах. 2012. № 6. С. 68–72.
  4. Thorndike E. Animal intelligence. NY, 1911.
  5. Товмасян В.В., Резцова Е.И. Проектное мышление как фактор экономической безопасности и методы его развития // Двадцать пятая годичная сессия Ученого совета Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина (Февральские чтения): сборник материалов. Сыктывкар: Изд-во СГУ им. Питирима Сорокина, 2018. С. 557-561.
  6. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 286 с.
  7. Bagley W. The case for essentialism in education // Journal of the National Educaton Association. 1941. Vol. 30.
  8. Bagley W. The educative process, NY.-L., 1908.
  9. Брунер Д.В поисках разума («In Search of Mind»). URL: http://www.topcrop.ru/persons/dzherom-brunerissledovanie-razuma.html (дата обращения: 18.02.2019).
  10. Пиаже Ж.В. Речь и мышление ребенка. М.: Директ-Медиа, 2008. 848 с.
  11. Lev Vygotsky. Thinking and Speaking. Written 1934. The M.I.T.Press. 1962.
  12. Саймон Г.А. Теория принятия решений в экономической теории и в науке о поведении. СПб.: Экономическая школа, 2000. 534 с.
  13. Gardner H. Frames of Mind. The Theory of Multiple Intelligence. Vil'yams, 2007.
  14. Брунер Д.С. Психология познания. За пределами непосредственной информации. М.: Директ-Медиа, 2008. 782 с.
  15. Глазычев В.Л. Лекция об эволюции проектирования. URL: http://www.shkp.ru/lib/archive/second/2001-1/8 (дата обращения: 10.05.2019).
  16. Руководство к своду знаний по управлению проектами (Руководства PMBOK): пер. с англ. 5-е изд. М.: ОлимпБизнес, 2018. 613 с.
  17. A Guide to the Project Managemen Body of Knowledge. An American National Standart ANSI/PMI 99-001-2008. URL: https://www.works.gov.bh/English/ourstrategy/Project%20Management/Documents/Other%20PM%20Resources/PMBOKGuideFourthEdition_protected.pdf (дата обращения: 20.03.2019).
  18. Шихвердиев А.П., Оганезова Н.А., Вишняков А.А., Гудырева Л.В. Комплаенс-риски в менеджменте организаций // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научноисследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2018. № 1. С. 20–27.
  19. The State of Project Management. Annual Survey 2016. URL: http://www.wellingtone.co.uk/wpcontent/uploads/2016/01/The-State-of-Project-Management-Survey-2016.pdf (дата обращения: 18.09.2019).
  20. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982. 456 с.
  21. Хейне П. Экономический образ мышления. М.: Дело, при участии Изд-ва «Catallaxy», 1993. 704 с.

Для цитирования: Товмасян В. В., Шихвердиев А. П., Оганезова Н. А. Проектное мышление: методологические основы // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2019. № 3. С. 26–35. DOI: 10.34130/2070-4992- 2019-3-26-35