Свежий номер

          

Местная бюджетная децентрализация и конкурентоспособность региональной экономики в северных регионах России

 

DOI: 10.34130/2070-4992-2020-1-101-110

УДК 336.02, 336.13, 336.152, 336.153

Текст статьи 

Тимушев Е. Н. – м.н.с., Институт социальноэкономических и энергетических проблем Севера ФГБУН ФИЦ «Коми НЦ УрО РАН», г. Сыктывкар, Россия, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В данной работе преследуется цель установить статус местной бюджетной децентрализации в северных регионах России в контексте положительного влияния достаточности полномочий органов местного самоуправления на конкурентоспособность и развитие экономики. Для достижения цели решаются задачи сравнительного анализа децентрализации, определяются роль и уместность применяемых количественных показателей и проверка гипотезы о положительной взаимосвязи между децентрализацией и уровнем конкурентоспособности экономики. Применяемые методы включают анализ динамики выбранных показателей децентрализации за 2008-2018 гг. и корреляционный анализ данных показателей и конкурентоспособности регионов России. Актуальность исследования обусловлена важностью эффективной местной бюджетной политики в формировании благоприятной среды функционирования частного сектора экономики. Эффективность местной политики во многом зависит от достаточности полномочий в удовлетворении локально дифференцированных потребностей местных налогоплательщиков. Для северных регионов тема межбюджетных отношений крайне актуальна, так как здесь финансовые возможности бюджета и эффективность общественного сектора ограничены комплексом удорожающих факторов и сниженной финансовой самостоятельностью. Установлено, что местная бюджетная децентрализация на Севере является более высокой, чем по России в целом. Однако в силу ее опережающего сокращения за 2008–2018 гг. произошло выравнивание количественных уровней. Определено, что выделенные в работе три индикатора децентрализации являются самодостаточными. Выявлена положительная взаимосвязь между децентрализацией и конкурентоспособностью экономики. Данный факт связывается с положительными каналами воздействия – ростом подотчетности органов власти перед налогоплательщиком и преобладанием в структуре расходов производительных направлений. Полученные результаты найдут применение как при научном исследовании бюджетной децентрализации, так и формировании бюджетной политики поддержки конкурентоспособности. Направления дальнейшей работы включают анализ причинно-следственной зависимости конкурентоспособности от децентрализации и подтверждение применимости выделенных каналов взаимодействия.

Ключевые слова: местное самоуправление, межбюджетные отношения, расходная децентрализация, доходная децентрализация, подотчетность, производительные расходы.

Список литературы

  1. Подшивалова М. Качество социально-экономических институтов, формирующих среду развития малого бизнеса // Вопросы экономики. 2014. № 6. С. 97–111.
  2. Дмитриева Т. Е., Лаженцев В. Н. Актуализация проблем развития северных регионов // Север России: актуальные проблемы развития и государственный подход к их решению / под ред. А. Г. Гранберга, В. Н. Лаженцева. М.; Сыктывкар, 2004. С. 7—14.
  3. Чужмарова С. И. Методология формирования и реализации налоговой политики в северных регионах России: монография / под общ. ред. А. Г. Шеломенцева, В. В. Фаузера. М.: ЭКОН-ИНФОРМ, 2014. 385 с.
  4. Hatfield J. W., Kosec K. Federal competition and economic growth // Journal of Public Economics, 2013, 97(1), pp. 144–159. doi: 10.1016/j.jpubeco.2012.08.005.
  5. Kappeler A. et al. Does fiscal decentralization foster regional investment in productive infrastructure? // European Journal of Political Economy, 2013, 31(Supplement C), pp. 15–25. doi: https://doi.org/10.1016/j.ejpoleco.2013.03.003.
  6. Gao S. et al. Fiscal decentralization and corporate investment: empirical evidence from China // Journal of Economic Policy Reform, 2019, 22(1), pp. 51–68. doi: 10.1080/17487870.2017.1310042.
  7. Eyraud L., Lusinyan L. Decentralizing Spending More than Revenue: Does It Hurt Fiscal Performance? // IMF Working Papers, 2011, 11(226), p. 1–20. doi: 10.5089/9781463904944.001.
  8. Boetti L., Piacenza M., Turati, G. Decentralization and Local Governments’ Performance: How Does Fiscal Autonomy Affect Spending Efficiency? // FinanzArchiv: Public Finance Analysis, 2012, 68(3), pp. 269–302. doi: 10.1628/001522112X653840.
  9. Baskaran T., Feld, L. P. Fiscal Decentralization and Economic Growth in OECD Countries: Is There a Relationship? // Public Finance Review, 2013, 41(4), pp. 421–445. doi: 10.1177/1091142112463726.
  10. Keen M. J., Kotsogiannis C. Does federalism lead to excessively high taxes? // American Economic Review, 2002, 92(1), pp. 363–370. doi: 10.1257/000282802760015784.
  11. Caldeira E. Foucault M., Rota-Graziosi G. Decentralization in Africa and the nature of local governments’ competition: evidence from Benin’, International Tax and Public Finance, 2015, 22(6), pp. 1048–1076. doi: 10.1007/s10797-014-9343-y.
  12. Pal S., Wahhaj Z. Fiscal decentralisation, local institutions and public good provision: evidence from Indonesia // Journal of Comparative Economics, 2017, 45(2), pp. 383–409. doi: 10.1016/j.jce.2016.07.004.
  13. Leer J. After the Big Bang: Estimating the effects of decentralization on educational outcomes in Indonesia through a difference-in-differences analysis // International Journal of Educational Development, 2016, 49, pp. 80–90. doi: 10.1016/j.ijedudev.2016.02.005.
  14. Jia J., Guo Q., Zhang J. Fiscal decentralization and local expenditure policy in China // China Economic Review, 2014, 28(Supplement C), pp. 107–122. doi: https://doi.org/10.1016/j.chieco.2014.01.002.
  15. Kalirajan K., Otsuka K. Fiscal Decentralization and Development Outcomes in India: An Exploratory Analysis // World Development, 2012, 40(8), pp. 1511–1521. doi: https://doi.org/10.1016/j.worlddev.2012.04.005.

Для цитирования: Тимушев Е. Н. Местная бюджетная децентрализация и конкурентоспособность региональной экономики в северных регионах России // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2020. № 1. С. 101– 110. DOI: 10.34130/2070-4992-2020-1-101-110.