Свежий номер

          

Особенности разработки стратегии социально-экономического развития приграничных муниципальных образований Зауралья

 

DOI: 10.34130/2070-4992-2020-2-15-26

УДК 332.1

Текст статьи 

Студентова E. A. – старший преподаватель кафедры «Учёт и внешнеэкономическая деятельность», Курганский государственный университет; младший научный сотрудник, Курганский филиал Института экономики УрО РАН, г. Курган, Россия, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В связи с возрастающим интересом государства к формированию и развитию конкурентных преимуществ приграничных территорий РФ перед приграничьем сопредельных государств актуальным становится вопрос поиска путей преодоления кризисного состояния таких территорий. Замедленное социально-экономическое развитие приграничья связано, во-первых, с недостаточной реализацией потенциала территорий как субъектов с особым географическим положением, а во-вторых, с отсутствием единых норм формирования стратегий социально-экономического развития муниципалитетов в Российской Федерации. Цель работы заключается в разработке структуры стратегии социально-экономического развития муниципального образования с учетом приграничного потенциала территории. В статье проведен анализ нормативно-правовой базы и авторских подходов к формированию стратегических документов муниципальных территорий, выделены основные элементы их структуры, отражена необходимость учета уникальности территории на примере приграничного потенциала. Предложен авторский подход к формированию структуры стратегии социальноэкономического развития с учетом приграничного потенциала. Особое внимание уделено анализу текущего состояния социально-экономического развития территории, так как он позволяет выявить ресурсы стратегического развития. Отмечено, что фактор приграничности как стратегический ресурс может стать определяющим при выборе «локомотивов развития» территории. Проведен контент-анализ содержания действующих стратегических документов (на примере приграничных территорий Курганской области), показавший несогласованность действующих стратегий и игнорирование районами собственного приграничного положения как ресурса развития. Сделан вывод о том, что единый формат стратегического планирования на уровне муниципалитета с учетом присущей территории специфики приведет к повышению качества содержания стратегических документов и муниципального управления.

Ключевые слова: приграничная территория, приграничье, стратегия социально-экономического развития (СЭР), муниципальное образование, структура стратегии СЭР.

Список литературы

  1. О стратегическом планировании в Российской Федерации: федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ (дата обращения: 25.11.2019).
  2. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р. URL: http://gov.garant.ru/SESSION/ PILOT/main.htm (дата обращения: 19.04.2020).
  3. Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2001 г. № 196-р. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_30364/f9aa6cb5043d4f74b58f06d014a947d9d7bd8e9b/ (дата обращения: 30.05.2020).
  4. Концепция развития приграничных территорий субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 года № 2193-р. URL: http://docs.cntd.ru/document/420313859 (дата обращения: 17.12.2019).
  5. Божко Л. Л. Сценарные подходы к развитию приграничных территорий // ТДР. 2010. № 11. С. 3–5.
  6. Ободец Я. В., Павлюкова А. В. Методические подходы к обеспечению пространственного развития приграничной территории // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2019. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-podhody-k-obespecheniyu-prostranstvennogo-razvitiya-prigranichnoyterritorii (дата обращения: 20.12.2019).
  7. Антонюк В. С., Эрлих Г. В. Совершенствование таможенной инфраструктуры как фактор развития приграничных территорий РФ // Вестник ЮУрГУ. Серия: Экономика и менеджмент. 2016. № 4. С. 7–11.
  8. Костяев А. И., Мицкевич А. А., Юрчак Р., Мицкевич П. А. Трансграничное сотрудничество как механизм развития приграничных сельских территорий // Аграрная наука Евро-Северо-Востока. 2014. № 2 (39). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transgranichnoe-sotrudnichestvo-kak-mehanizm-razvitiya-prigranichnyh-selskihterritoriy (дата обращения: 25.12.2019).
  9. Мут Ю. В., Блинов Г. Н., Горяева Н. Г., Никифорова А. А. Методологические подходы по обеспечению сбалансированности системы стратегического планирования на муниципальном уровне // Вестник Московского университета. Серия 21: Управление (государство и общество). 2016. № 3. С. 18–34.
  10. Романюк М. А., Личко К. П. О стратегическом планировании в Российской Федерации // Известия ТСХА. 2015. № 6. С. 83–91.
  11. Орешников В. В., Аитова Ю. С. Применение методов экономико-математического моделирования при разработке стратегии развития муниципального образования // Вопросы территориального развития. 2019. № 3 (48). С. 1–13.
  12. Горб В. Г. Методологические аспекты разработки стратегии социально-экономического развития муниципального образования // Муниципалитет: экономика и управление. 2018. № 1 (22). С. 5–11.
  13. Шамарова Г. М. Разработка стратегического плана развития муниципального образования: инструменты, методика, практика // Практика муниципального управления. URL: http://cmokhv.ru/materials/mat20140403/ (дата обращения: 28.11.2019).
  14. Assessing and Starting a Local Economic Development (LED) Initiative: A Primer for USAID Field Staff. Agency for International Development. Office of Poverty Reduction – Urban Programs Team. p. 11. URL: https://www.urban.org/ sites/default/files/publication/59581/411087-Assessing-and-Starting-a-Local-Economic-Development-LED-Initiative.PDF (дата обращения: 02.04.2020).
  15. Toolkit IV on Strategic Municipal Planning and Performance Management At Local Level. Councel of Europe. p. 146. URL: https://rm.coe.int/smp-strategic-municipal-planning/16807470ea (дата обращения: 02.04.2020).
  16. Community Economic Development for Municipal Councils. Handbook. Manitoba. p. 22. URL: https://www.gov.mb.ca/agriculture/rural-communities/community-planning/pubs/municipalguide.pdf (дата обращения: 02.04.2020).
  17. Lawson J. LED Strategy and Action Plan. Stellenbosch Municipality, 2014. p. 52. URL: https://www.stellenbosch. gov.za/documents/socio-economic-data/1604-led-stratetgy-and-projects-jun-2014/file (дата обращения: 02.04.2020).
  18. Fishman L. I., Ivanov M. Yu., Sosunova L. A., Petryanina O. V. Strategies of Municipal Socio-Economic Development: Do They Improve the Life Quality? GCPMED 2018. International Scientific Conference "Global Challenges and Prospects of the Modern Economic Development". The European Proceedings of Social &Behavioural Sciences, 2019. pp. 969-979. URL: https://www.researchgate.net/publication/331905282_Strategies_Of_Municipal_Socio-Economic_Development_Do_They_ Improve_The_Life_Quality/link/5c9279ab92851cf0ae8bc5c3/download (дата обращения: 03.04.2020).
  19. Swinburn G., Goga S., Murphy F., Local Economic Development: a Primer Developing and Implementing Local Economic Development Strategies and Action Plans. Bertelsmann Stiftung, Gütersloh; The World Bank, Washington, D.C., 2006. p. 83. URL: http://documents.worldbank.org/curated/en/763491468313739403/pdf/337690REVISED0ENGLISH0led1primer. pdf (дата обращения: 03.04.2020).
  20. Promoting Local Economic Development Strategic Planning – Volume 1: Quick Guide. United Nations Human Settlements Programme, 2005. p. 37. URL: https://www.natcapsolutions.org/LASER/LASER_Ecoplan-Guide.pdf#page=1&zoom =auto,483,716 (дата обращения: 18.04.2020).
  21. Young C., Kaczmarek S. Local government, local economic development and quality of life in Poland. Geo Journal, 2000. pp. 225–234. URL: https://www.researchgate.net/publication/226538266_Local_government_local_economic_ development_and_quality_of_life_in_Poland (дата обращения: 18.04.2020).
  22. Agbevade A. Local Economic Development Strategies and Challenges: A Comparative Empirical Evidence from Ghana’s Local Governance System. Journal of Public Administration and Governance, Vol. 8, No. 4, 2018. pp. 110–126. URL: https://www.researchgate.net/publication/328907569_Local_Economic_Development_Strategies_and_Challenges_A_Compar ative_Empirical_Evidence_from_Ghana's_Local_Governance_System (дата обращения: 19.04.2020).
  23. Local Economic Development. Training Module. Introduction to Local Economic Development. Seberang Perai, Malaysia, 2016. p. 32. URL: https://www.local2030.org/library/254/Local-Economic-Development-Training-Module.pdf (дата обращения: 19.04.2020).
  24. Chandler C. Strategic Planning In Local Government: The Main Components & Examples. Clear Point Strategy. URL: https://www.clearpointstrategy.com/government-strategic-plan-examples/ (дата обращения: 20.04.2020).
  25. Об утверждении методических рекомендаций по осуществлению стратегического планирования в муниципальных образованиях Архангельской области, а также по разработке и корректировке стратегии социальноэкономического развития муниципального образования Архангельской области: распоряжение от 15 декабря 2017 года № 14-р. Агентство стратегических разработок Архангельской области. Архангельск, 2017. 17 с.
  26. Лапыгин Ю. Н., Тулинова Д. В. Формирование прогноза развития муниципального образования // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2018. № 1. С. 26–31.
  27. Ткачев С. А. Совершенствование системы документов стратегического планирования на муниципальном уровне // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2016. № 3. С. 90–99.
  28. Довбий И. П., Калина Е. С., Маковкина С. А. Институциональные и правовые аспекты стратегического планирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях // Вестник ЧелГУ. 2018. № 12 (422). С. 88–99.
  29. Российское пограничье: проблемы развития в новых геополитических условиях / под ред. В. А. Колосова и А. Б. Володина. М., 2019. 180 с.
  30. Мяснянкина О. В., Фокина О. М., Пискарев Р. В. Применение системного подхода при формировании стратегии муниципальных образований // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 7 (33). С. 79–83.
  31. Стратегия социально-экономического развития Звериноголовского района до 2030 года. Приложение к решению Звериноголовской районной Думы Звериноголовского района от 5 июля 2018 года № 204 «О Стратегии социально-экономического развития Звериноголовского района до 2030 года». Звериноголовское, 2018. 57 с.
  32. Стратегия социально-экономического развития Куртамышского района до 2030 года. Куртамыш, 54 с.
  33. Стратегии социально-экономического развития Макушинского района до 2030 года. Приложение к проекту решения Макушинской районной Думы «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Макушинского района до 2030 года». Макушино, 37 с.
  34. Стратегия социально-экономического развития Половинского района до 2030 года. Администрация Половинского района Курганской области. Половинное, 2017. 36 с.
  35. Стратегия социально-экономического развития Притобольного района до 2030 года. Глядянское, 2017. 56 с.
  36. Стратегия социально-экономического развития Целинного района до 2030 года. Целинное, 2017. 82 с.
  37. Стратегия социально-экономического развития Петуховского района на период до 2030 года. Приложение к решению Петуховской районной думы от 31 октября 2018г. № 308 «Об утверждении Стратегии социальноэкономического развития Петуховского района до 2030 года». 2018. 68 с.

Для цитирования: Студентова Е. А. Особенности разработки стратегии социально-экономического развития приграничных муниципальных образований Зауралья // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2020. № 2. С. 15–26. DOI: 10.34130/2070-4992-2020-2-15-26.