Свежий номер

          

К вопросу о формировании государственной политики в области экологического просвещения как залога успешного формирования среды обитания в заповедной Арктике

 

DOI: 10.34130/2070-4992-2020-2-55-61

УДК 323, 327, 574

Текст статьи 

Кадочников А. Н. – к.ф.-м.н., директор центра экологической политики, Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, г. Санкт-Петербург, Россия, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Моргуненко-Крамар Я. Д. – магистрант факультета политологии, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Россия, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Арктика – ресурсный и экономический потенциал Российской Федерации, цивилизационный резерв всего челове-чества. Россия обладает огромными пространствами в Арктической зоне (почти 3 млн кв. км, из которых более 2,2 млн кв. км суши с численностью населения всего 2,5 млн человек, но это более половины населения всей Арктики). Особо охраняемые природные территории (далее – ООПТ) играют ключевую роль в сохранении биоразнообразия, то есть в обеспечении благоприятного будущего грядущих поколений. Означает ли это, что такие огромные площади должны быть полностью выведены из хозяйственного оборота, если экономика всей российской Арктики обеспечива-ет 11 % национального дохода России и 22 % общенационального экспорта?
Нет, не означает. Формирование экологического правосознания на основе просвещения, образования и культуры поможет решить задачи создания среды обитания для коренного населения и вновь прибывающих граждан без ущер-ба для сохранения природы, даже более успешно, чем принятие новых природоохранных законов. Примером тому слу-жат европейские страны и Северная Америка, хотя законопослушность их граждан не в пример выше.
Следует признать, что в Арктике мы приблизились к тому пределу, за которым следуют необратимые разру-шения экосистем природной среды, нарушения основы жизнеобеспечения будущих поколений. За последние 80 лет у нас возникло множество проблем, обусловленных десятилетиями бездумного и неконтролируемого экономического развития без учёта экологических факторов. Потому необходима кропотливая и целенаправленная работа по устранению ущерба, нанесённого природной среде, и недопущению вреда, наносимого арктическим экосистемам в дальнейшем. Арктика – не заповедник, а территория особого статуса, к которой требуется особое отношение, осно-ванное на экологическом правосознании граждан и общества.

Ключевые слова: Арктическая зона РФ, экологическая политика, экосистемы, экологическое сознание, экологи-ческое образование и просвещение.

Список литературы

1. О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации: указ Президента РФ от 02.05.2014 № 296 (ред. от 13.05.2019 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 05.05.2014. № 18 (часть I). Ст. 2136.
2. Белов В. Б. Интересы ФРГ и германо-российское сотрудничество в Арктике // Современная Европа. 2015. № 3 (63). С. 43–48.
3. Лысцев М.С. Российские оборонные предприятия и их роль в обеспечении национальных интересов в Арк-тике. Оборонно-промышленный комплекс России: исторический опыт и современные стратегии // Сборник мате-риалов Всеросс. науч.-практ. конф. НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Н. Новгород, 2016. С. 163–166.
4. Russian forces practiced invasion of Norway, Finland, Denmark and Sweden. The Telegraph. 26.06.2015. URL: http://www.telegraph.co.uk/news/worldnews/europe/russia/11702328/Russian-forces-practised-invasion-of-Norway-Finland-Denmark-and-Sweden.html (дата обращения: 08.06.2020).

5. Smith M., Giles K., Russia and the Arсtic: «The last Dash North». Advanced Research and Assessment Group. Russia Series 17/26Defense Academy of the United Kingdom. 2017. 215 p.
6. Радкау Й. Природа и власть. М.: Изд. дом ВШЭ, 2014. 472 с.
7. Callaghan T. V., Anisimov O. A., Vaughan D. G., Furgal C., Marchant H., Prowse T.D.,. & Walsh J. E. Polar regions (arctic and antarctic) // Climate change, 2007, 15. Pp. 653–685.
8. Collier P., Kirchberger M., Söderbom M. The cost of road infrastructure in low-and middle-income countries // The World bank economic review. 2015. 30(3). Pp. 522–548.
9. Grebenets V., Streletskiy D., Shiklomanov N. Geotechnical safety issues in the cities of Polar Regions // Geography, Environment, Sustainability Journal. 2012.5(3). Pp. 104–119.
10. Didenko N., Kunze K. Modeling the economic growth of Arctic regions in Russia // Computational Methods and Ex-perimental Measurements XVII. 2015. 59. Pр. 179.
11. Heleniak T., & Bogoyavlensky D. Arctic populations and migration. Arctic human development report: Regional pro-cesses and global linkages. 2015. Pp. 53–104.
12. Huskey L., Mӓenpӓӓ I., Pelyasov A., Economic Systems. Arctic human development report: Regional processes and global linkages. Nordic Council of Ministers. Larsen, J. N., & Fondahl, G. (Eds.). 2015. 321 p.
13. Кадочников А. Н., Томилин И. А. Особо охраняемые природные территории как инструмент реализации гос-ударственной экологической политики / под общ. ред В. Н. Скворцова; отв. ред. Т. С. Комиссарова // Экологическое равновесие: природное и историко-культурное наследие, его сохранение и популяризация: материалы VI междунар. науч.-практ. конф. СПб: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2015. С. 17–22.
14. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу (утв. Президентом РФ 18.09.2008 № Пр-1969). URL: http://static.government.ru/media/files/A4qP6brLNJ 175I40U0K46x4SsKRHGfUO.pdf с
15. Кадочников А. Н., Сагитов Р. А., Томилин И. А. Государственная экологическая политика в Арктике: аспекты меж-дисциплинарного и международного сотрудничества // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2015. Т. 11. № 4. С. 52–65.
16. Conley H. A. Arctic Economics in the 21st Century: The Benefits and Costs of Cold. A Report of the CSIS Europe Pro-gram, Rowman & Littlefield. 2018. 315 p.
17. Об утверждении плана реализации инвестиционного проекта «Морской перегрузочный комплекс сжижен-ного природного газа в Мурманской области»: распоряжение Правительства РФ от 26 апреля 2019 года № 834-р. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 06.05.2019. № 18. Ст. 2260.
18. Smith C. Lawrence World in 2050: Four Forces Shaping Civilization’s Northern Futurе. 2011, Plume, 336 p.
19. Об охране окружающей среды: федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Фе-дерации. 14.01.2002. № 2. Ст. 133.
20. Охрана окружающей природной среды. Постатейный комментарий к Закону России / под ред. В. П. Ворфо-ломеева, В. В. Петрова. М., 2012. 224 c.
21. Манченко Е. В., Цыплухина Ю. В. Формирование экологической культуры посредством экологического про-свещения // Качество и жизнь. 2019. № 1 (21). С. 84–86.

Для цитирования: Кадочников А. Н., Моргуненко-Крамар Я. Д. К вопросу о формировании государственной политики в области экологического просвещения как залога успешного формирования среды обитания в заповедной Арктике // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2020. № 2. С. 55–61. DOI: 10.34130/2070-4992-2020-2-55-61.