Свежий номер

          

Стратегии позиционирования инновационных образовательных проектов на основе зарубежного опыта

 

DOI: 10.34130/2070-4992-2021-1-2-157

УДК 658.8

Текст статьи  

Мороз М. В. – аспирант кафедры маркетинга, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург, Россия, E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В исследовании проведен обзор зарубежного опыта реализации инноваций в сфере образования. Статья посвящена вопросам формирования стратегии позиционирования инновационных образовательных проектов, выявлению характерных признаков стратегии позиционирования в сфере образования. Эмпирическое исследование, представленное в рамках статьи, является «кабинетным» и носит поисковый характер. Целью исследования является изучение опыта позиционирования наиболее успешных зарубежных инновационных образовательных проектов (бенчмаркинг). В данном исследовании выявлены актуальные подходы и направления развития зарубежных инновационных образовательных проектов. Представлены результаты исследования содержательной составляющей инновационных образовательных проектов. Определены потребности, которые удовлетворяют инновационные образовательные проекты. Сформулированы элементы стратегии позиционирования, которые позволят инновационному образовательному проекту быть конкурентоспособным на международном рынке образовательных услуг и выстроить точную целевую коммуникацию с потребителем, правильно сформулировав потребности, которые проект может удовлетворить. Полученные результаты позволяют не только соответствовать духу времени и, как следствие, быть конкурентным на рынке образовательных услуг, но и дают возможность быть правильно понятым потребителем, а также способность донести до потребителя ценность предоставляемой образовательной услуги и удовлетворить более широкий спектр его потребностей, чем обычно удовлетворяет сфера образования в ее классическом понимании. Проведенное исследование позволяет проиллюстрировать мировой опыт и достижения в сфере инновационного образования, в сфере лидирующих проектов, а также оценить важность присутствия грамотно выстроенной стратегии позиционирования и ее практической реализации посредством маркетинговых инструментов. Разработанная стратегия с учетом поименованных в исследовании конкурентных преимуществ будет соответствовать мировым трендам в позиционировании инновационных проектов в сфере образования.

Ключевые слова: инновационные образовательные проекты, стратегия позиционирования, мировой опыт, бенчмаркинг, инновации.

Список литературы

1. Trim P. R. J. Strategic marketing of further and higher educational institutions: partnership arrangements and centers of entrepreneurship // International Journal of Educational Management, 2003. Vol. 17 No. 2, pp. 59—70.

2. Kaplan M. D. Educational Blogging: Integrating Technology Into Marketing Experience / Kaplan M.D., Piskin B., Bol B. // Journal of Marketing Education. 2010. V. 32. No. 1. pp. 50—63.

3. Лукашенко М. Маркетинг и PR в учебном заведении // Высшее образование в России. 2002. № 4. C. 32—40.

4. Кириллина Ю. Маркетинг образовательных услуг // Московская государственная академия приборостроения и информатики. 2000. № 5. С. 26—29.

5. Кушнир Д. Д., Максаев А. А., Шумакова И. А., Штезель А. Ю. Маркетинговый подход к оценке конкурентных преимуществ современных вузов // Экономика и предпринимательство. 2020. № 1 (114). С. 920—927.

6. Калиева О. М., Ковалевский В. П., Четвергова И. А. Инновационные технологии продвижения образовательных услуг: маркетингово-ориентированный подход // Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук. 2019. С. 48—51.

7. Калиева О. М., Ковалевский В. П., Кащенко Е. Г. и др. Применение интегрированных маркетинговых информационных ресурсов в процессе принятия решения // Финансовая экономика. 2019. № 1. С. 331—333.

8. Рапацевич Е. В. Инновации в образовании: роль информационно-технологической среды // Успехи современного естествознания. 2013. № 10. С. 86—88.

9. Аржанова И. В., Ширяев М. В., Митяков С. Н. Оценка вклада вузов России в реализацию национальных проектов // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 12. С. 23—35.

10. Калиева О. М., Янё И. С., Четвергова И. А., Шептухин М. В. К вопросу о формировании маркетингового информационного пространства образовательных организаций // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. 2019. С. 2665—2668.

11. Борисова Е. С. Региональные инновационные площадки в сфере образования Самарской области: алгоритмизация оценочных процедур // Научная жизнь. 2019. Т. 21. № 64. С. 5—9, 23—29.

12. Люббе Г. В ногу со временем. Сокращенное пребывание в настоящем / пер с нем. А. Григорьева, В. Куренного. 2-е изд. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 456 с.

13. Рудской А. И., Боровков А. И., Романов П. И., Колосова О. В. Пути снижения рисков при построении в России цифровой экономики // Образовательный аспект. Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 2. С. 9—22. DOI: https:// doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-2-9-22.

14. Волков В. Н. О сценариях инновационного развития образовательных организаций // Непрерывное образование: XXI век. 2020. Вып. 2 (30). 10 c. DOI: 10.15393/j5.art.2020.5691.

15. Осипов В., Кузубов А. Оценка инновационного развития промышленных предприятий и пути его стимулирования // Проблемы теории и практики управления. 2018. № 1. С. 89—97.

16. Шашло Н. В. Стратегическое позиционирование предприятий АПК: от методологии к механизму // Научное обозрение: теория и практика. 2017. № 3. С. 22—29.

17. Kuzubov A. A. Shashlo N. V. Implementation of monitoring subsystem in the regulation system of agro-food sector on regional level // Russian Journal of Agricultural and SocioEconomic Sciences. 2017. V. 62, No. 2. pp.: 33—41.

18. Шив Ч.Д, Хайэм А. У. Курс MBA по маркетингу : пер. с англ. 2-е изд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. 716 с.

19. Минцберг Г., Куинн Д., Гошал С. Стратегический процесс. Концепции, проблемы, решения. СПб.: Питер, 2001. 688 с.

20. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга. Второе европейское издание. М.; СПб.; Киев: Издательский дом «Вильямс», 2004. 1200 с.

21. Котлер Ф., Келлер К. Л. Маркетинг-менеджмент: экспресс-курс. СПб.: Питер, 2010. 480 с.

22. Vorozhbit O. Yu., Shashlo N. V. Integration processes and a common agricultural market under the conditions of the Eurasian economic union // International Business Management. 2016. Т. 10, № 19. С. 4635—4643.

23. Белый Е. М., Романова И. Б. Ценообразование на образовательные услуги в государственных вузах // Маркетинг в России и за рубежом. 2003. № 3. C. 63—72.

24. Степанова Т. Е. Анализ проблем ценообразования на рынке образовательных услуг// Российское предпринимательство. 2004. № 8. C. 85—90.

25. Чухломин В. Д. Ценообразование на образовательные услуги с учетом факторов внутренней среды органи-зации // Маркетинг в России и за рубежом. 2003. № 6. С.107—113.

26. One Laptop Per Child. URL: http://laptop.org/en/index.shtml (дата обращения: 21.03.2021).

27. Говорова Н. В. Экономика знаний: европейские реалии и перспективы // Современная Европа. 2006. № 4. С. 110—119.

28. Classcraft. URL: https://www.classcraft.com (дата обращения: 27.03.2021).

29. Europe’s Video Games Industry. URL: http://www.isfe.eu/sites/isfe.eu/files/attachments/esa_ef_2013.pdf (дата обращения: 26.03.2021).

30. Ryan R. M., Rigby C. S, Przybylski A. K. The motivational pull of video games: a self-determination theory approach // Motivation and Emotion. 2006. 30. pp. 347—364.

31. Шаходжаев М. А., Бегматов Э. М., Хамдамов Н. Н., Нумонжонов Ш. Д. Методы эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе // Проблемы современной науки и образования. 2019. № 10 (143). С. 64—66.

32. Kaospilot. URL: https://www.kaospilot.dk (дата обращения: 18.03.2021).

33. Marinoni G., Wit H. Is Strategic Internationalization a Reality? // International Higher Education. 2019. №. 98, pp. 12—13.

34. Education for employment. URL: https://efejordan.org/ (дата обращения: 25.03.2021).

35. Голодок Д. А., Алексеев В. М. Преимущества дистанционного обучения // Инновационная наука. 2016. № 11—2. C. 168—169.

36. Радионов А. А., Рулевский А. Д. Условия эффективности деятельности базовых кафедр вузов // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2016. Т. 8. № 1. С. 87—93. DOI: 10.14529/ped160112.

37. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление / под общ. ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2002. 544 с.

38. Бухвальд Е. М. Институты развития и новые приоритеты региональной политики в России // Теория и практика общественного развития. 2014. № 6. С. 108—114.

39. Васильева Ю. С. Стратегическое позиционирование в конкурентной борьбе брендов // Маркетинг в России и за рубежом. 2018. № 2. С. 92—97.

40. Родионов А. В. Приоритетные направления развития предпринимательского сектора в контексте обеспечения национальной экономической безопасности в условиях санкций, торговых войн и материализации стратегических угроз // Вестник евразийской науки. 2020. Т. 12, № 2. С. 64.

41. Gali Gali Sim Sim. URL: http://www.galligallisimsim.com/ (дата обращения: 21.03.2021).

Для цитирования: Мороз М. В. Стратегии позиционирования инновационных образовательных проектов на основе зарубежного опыта // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2021. Т. 1. Вып. 2. С. 157—169. DOI: 10.34130/2070-4992-2021-1-2-157.