Главная

          

Институциональная среда как фактор развития социальной инфраструктуры Арктической зоны Северного макрорегиона

 

Научная статья

DOI: 10.34130/2070-4992-2022-2-2-145

УДК 338.46

Текст статьи 

 

Людмила Васильевна Воронина - Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики имени академика Н. П. Лаверова УрО РАН, Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, Архангельск, Россия, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., https://orcid.org/0000-0003-3607-0687

Алексей Викторович Григорищин - Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, Архангельск, Россия, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., https://orcid.org/0000-0001-5087-7677

Дмитрий Юрьевич Ковров - Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики имени академика Н. П. Лаверова УрО РАН, Архангельск, Россия, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., https://orcid.org/0000-0002-1912-6557

Тимофей Артемович Ошомков - Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, Архангельск, Россия, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., https://orcid.org/0000-0002-2247-5870

 

Аннотация. Социальная инфраструктура выполняет важную миссию по формированию человеческого капитала территории. Арктическая зона Северного макрорегиона является новой субрегиональной территориальной системой и характеризуется поступательным численным сокращением объектов образования, здравоохранения, культуры и спорта, вследствие чего снижается обеспеченность населения соответствующими социальными услугами. На развитие социальной инфраструктуры территории оказывает влияние комплекс сопряженных факторов, среди которых особое место в условиях Севера и Арктики занимает институциональный. Именно уникальность сформированной институциональной среды исследуемых арктических территорий на муниципальном уровне определяет цель исследования — создание методической основы для формирования гармонизированной системы стратегического планирования территории. Научная работа основывается на таких методах исследования, как компаративный анализ литературных источников и контент-анализ документов существующей системы стратегического планирования на разных таксономических уровнях. Авторами предложена и апробирована методика исследования институциональной среды как одного из важнейших факторов развития социальной инфраструктуры. В результате все арктические муниципальные образования Северного макрорегиона России с помощью численной оценки были дифференцированы как по обеспеченности документами системы стратегического планирования, так и по их согласованности. Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании методической основы формирования согласованной системы стратегического планирования территории, а также в подходе к выделению субрегиона по принципу идентичности институциональной среды для целей исследования. Практические результаты исследования могут лечь в основу необходимых корректировок существующих программных и стратегических документов, разработки недостающих элементов системы стратегического планирования в Арктической зоне Северного макрорегиона.

Ключевые слова: стратегическое планирование, муниципальные программы, здравоохранение, образование, культура, спорт, северные территории, арктические муниципальные образования, факторы, оценка.

 

Для цитирования: Воронина Л. В., Григорищин А. В., Ковров Д. Ю., Ошомков Т. А. Институциональная среда как фактор развития социальной инфраструктуры Арктической зоны Северного макрорегиона // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2022. Т. 2. Вып. 2. С. 145–156. https://doi.org/10.34130/2070-4992-2022-2-2-145

 

Список литературы

  1. Мелихов В. Ю., Осадчая Т. Г. Основные этапы развития институциональной теории // Вестник Тюменского государственного университета, 2011. № 12. С. 427-432.
  2. Бессонова О. Э. Институциональная теория хозяйственного развития России // Свободная мысль – XXI, 2000. № 1 (1491). С. 95-103.
  3. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года (утв. Указом Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 года № 645) // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_366065/f816e270336e0e2d9c1e07a4faf1fd0241a911b4/ (дата обращения: 19.01.2022).
  4. Федеральный закон от 13.07.2020 № 193-ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации». М., 2014 // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357078/ (дата обращения: 19.01.2022).
  5. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р). [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/35733/ (дата обращения: 20.01.2022).
  6. Оценка численности постоянного населения сухопутных территорий Арктической зоны Российской Федерации по состоянию на 1 января 2021 года / Федеральная служба государственной статистики (Росстат). URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/ZJrYt8xA/pok_84.xls (дата обращения: 07.02.2022).
  7. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям / Федеральная служба государственной статистики (Росстат). URL: https://rosstat.gov.ru/folder/11110/document/13282 (дата обращения: 07.02.2022).
  8. Воронина Л. В., Шеломенцев А. Г., Смиренникова Е. В., УхановаА. В. Влияние миграционных процессов на социально-экономическое развитие территорий Арктической зоны Российской Федерации. // Север и рынок: формирование экономического порядка, 2019. № 3 (65). С. 122-132.
  9. Потаев В. С., Цыренов Б. Д., Хошхоева Е. Г. О факторах, влияющих на развитие социальной инфраструктуры сельских территорий // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент, 2015. № 1. С. 29-35.
  10. Иванова М. В., Якушева У. Е. Формирование механизма взаимодействия социально ответственного бизнеса и региональных органов власти в Арктической зоне РФ // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз, 2020. Т. 13. № 1. С. 56-69.
  11. Andersen R. M., Y, H., Wyn R., Davidson R. L., Richard Brown E., Teleki S. Access to Medical Care for Low-Income Persons: How do Communities Make a Difference? // Medical Care Research and Review, 2002. P. 384-411. DOI: 10.1177/107755802237808.
  12. Ellsworth L. Circumpolar Inuit health systems // International Journal of Circumpolar Health, 2013. 10 p. DOI: 10.3402/ijch.v72i0.21402.
  13. Corrado C. Measuring Education Services as Intangible Social Infrastructure // Denmark: 35th IARIW General Conference, 2018. 18 p.
  14. Елисеев Д. О. Экономические последствия климатических изменений в Российской Арктике: инфраструктурный аспект // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество, 2017. № 4. С. 57-61. DOI: 10.25283/2223-4594-2017-4-4-17.
  15. Логинов В. Г. Состояние и качество объектов социальной инфраструктуры в районах Севера // Научно-информационный бюллетень Проблемы Севера и Арктики Российской Федерации, 2010. Вып.12. С. 61-79.
  16. Корчак А. Д., Корчак Е. А. Муниципальная социальная политика в моногородах Севера и Арктики России // Развитие Севера и Арктики: проблемы и перспективы. Материалы межрегиональной научно-практической конференции, Апатиты, 14-16 ноября 2012 г. Апатиты, 2012. 288 c.
  17. Huot S. Identifying barriers to healthcare delivery and access in the Circumpolar North: important insights for health professionals // International Journal of Circumpolar Health, 2019. 9 p. DOI: 10.1080/22423982.2019.1571385.
  18. Nystad T. Sami speakers are less satisfied with general practitioners’ services // International Journal of Circumpolar Health, 2008. 9 p. DOI: 10.3402/ijch.v67i18246.
  19. Арктическое пространство России в ХХI веке: факторы развития, организация управления / Под ред. В.В. Ивантера. СПб.: Изд. Дом «Наука», 2016. 1040 с.
  20. Oosterveer T. M. Primary health care accessibility challenges in remote indigenous communities in Canada's North // International Journal of Circumpolar Health, 2015. 8 p. DOI: 10.3402/ijch.v74.29576.
  21. Thomas D. Wilson. Using an Infrastructure Perspective to Conceptualise the Visibility of School Libraries in Sweden // Information Research: An International Electronic Journal, 2019. 30 p. URL: https://eric.ed.gov/?id=EJ1229380
  22. Fahlén J. State sport policy for indigenous sport: inclusive ambitions and exclusive coalitions // International Journal of Sport Policy and Politics, 2016. pp. 173-187. DOI: 10.1080/19406940.2016.1232297.
  23. Kikkas K. N. Analysis of social development in the Arctic countries // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering, 2020. 13 p. DOI: 10.1088/1757-899X/940/1/012115.
  24. Котлярова С. Н. Проблемы стратегического планирования развития производственной и социальной инфраструктуры // Дискуссия, 2018. №5 (90). C. 32-40. DOI: 10.24411/2077-7639-2018-10004.
  25. Санжин Б. Б., Каркавкина А. С. Стратегическое планирование социальной инфраструктуры региона // Вестник БГУ. Экономика и менеджмент. 2015. № 2. C. 129-134.
  26. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года (утв. Указом Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 года № 645) // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_366065/f816e270336e0e2d9c1e07a4faf1fd0241a911b4/ (дата обращения: 26.01.2022).
  27. Постановление Правительства РФ от 30.03.2021 г. N 484 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации». М., 2021 // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_381261/ (дата обращения: 27.01.2022).
  28. Указ Президента РФ от 05.03.2020 № 164 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года». М., 2020. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/45255 (дата обращения: 05.02.2022).
  29. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». М., 2011 // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/ (дата обращения: 06.02.2022).

 

Информация об авторах

Воронина Людмила Васильевна – кандидат экономических наук, старший научный сотрудник лаборатории социо-эколого-экономических систем, Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики имени академика Н.П. Лаверова Уральского отделения Российской академии наук (Российская Федерация, 163000, г. Архангельск, наб. Северной Двины, 23), доцент кафедры государственного и муниципального управления, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова (Российская Федерация, 163002 г. Архангельск, наб. Северной Двины, 17).

Алексей Викторович Григорищин – старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова (Российская Федерация, 163000, г. Архангельск, наб. Северной Двины, 23).

Дмитрий Юрьевич Ковров – соискатель лаборатории социо-эколого-экономических систем, Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики имени академика Н.П. Лаверова Уральского отделения Российской академии наук (Российская Федерация, 163000, г. Архангельск, наб. Северной Двины, 23).

Ошомков Тимофей Артемович – ассистент, кафедра регионоведения, международных отношений и политологии, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова (Российская Федерация, 163002, г. Архангельск, наб. Северной Двины, 17).

 

Статья поступила в редакцию: 25.03.2022

Одобрена после рецензирования: 13.05.2022

Принята к публикации: 23.05.2022