Главная

          

Направления инновационной политики судостроительной отрасли России в контексте развития экономики северных регионов

 

Научная статья

DOI: 10.34130/2070-4992-2022-2-2-213

УДК 338.24: 330.34: 338.45: 336.2: 330.4: 331.103

Текст статьи 

 

Полшков Юлиан Николаевич - Донецкий национальный университет, Донецк, Донецкая Народная Республика, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., https://orcid.org/0000-0003-2574-5925

 

Аннотация. Целью исследования является обоснование научно-методических положений и совершенствование прикладного инструментария стратегического планирования процессов инновационного развития судостроительной отрасли и экономики Севера Российской Федерации. Объектом исследования выступают процессы инновационного развития судостроительной отрасли. Предметом исследования являются теоретические, методические и прикладные проблемы стратегического планирования процессов совместного инновационного развития кораблестроительной промышленности и экономики Севера. Для достижения поставленной цели и решения задач в работе использованы метод монографического анализа, абстрактно-логический метод, системно-структурный метод, метод анализа и синтеза, математические методы принятия решений по экономической и управленческой проблематике. Систематизированы направления реализации стратегических планов инновационного развития судостроительной отрасли Российской Федерации, которые обеспечиваются ростом научного, технического, технологического и кадрового потенциалов, оптимизацией основных производственных фондов, инвестициями в модернизацию производственных мощностей, совершенствованием нормативно-правовой базы в сфере удовлетворения внутренних потребностей и осуществления экспортных поставок продукции хозяйствующих субъектов северных регионов. Обоснованы внешние и внутренние риски, препятствующие реализации стратегических планов совместного инновационного развития судостроительной отрасли и экономики Севера. Предложены мероприятия по нейтрализации рисков экономической деятельности предприятий российского судостроения. Научная значимость результатов исследования заключается в обосновании направлений инновационной политики судостроительной отрасли России в контексте развития экономики северных регионов. Практическая значимость работы состоит в совершенствовании прикладного инструментария системно-аналитического и экспертного сопровождения процессов управления при реализации государственных индустриальных программ, обеспечивающих создание и реконструкцию промышленных мощностей, технологическое перевооружение испытательной базы, утилизацию изношенной техники, субсидирование российских лизинговых компаний.

Ключевые слова: судостроение, экономика, стратегия, регион, планирование, технология, управление, инновация, промышленность, риск, предприятие, потенциал, оптимизация, метод, развитие, производство.

 

Для цитирования: Полшков Ю. Н. Направления инновационной политики судостроительной отрасли России в контексте развития экономики северных регионов // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2022. Т. 2. Вып. 2. С. 213–226. https://doi.org/10.34130/2070-4992-2022-2-2-213

 

Список литературы

  1. Федеральный закон от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Правительство России. URL: http://government.ru/docs/all/101250/ (дата обращения: 20.05.2022).
  2. Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 15.03.2021 № 143) // Правительство России. URL: http://government.ru/docs/all/109256/ (дата обращения: 21.05.2022).
  3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 № 207-р (ред. от 16.12.2021) «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года» // Правительство России. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_318094/ 006fb940f95ef67a1a3fa7973b5a39f78dac5681/ (дата обращения: 26.05.2022).
  4. Указ Президента Российской Федерации от 26.10.2020 г. № 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» // Правительство России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45972 (дата обращения: 24.05.2022).
  5. Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 193-ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // Правительство России. URL: https://base.garant.ru/74370528/ (дата обращения: 25.05.2022).
  6. Постановление от 11 апреля 2019 года № 185 «О Стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период до 2035 года» // Правительство Республики Коми. URL: https://docs.cntd.ru/document/553237768 (дата обращения: 23.05.2022).
  7. Ахунжанова И. Н., Томашевская Ю. Н., Дрозд О. В. Управление региональной экономикой: мировые тенденции и перспективы развития кластеров судостроения в России // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2015. Том 9, № 1. C. 7-17.
  8. Балаова И. А., Тотиева Ж. Д. Обзор судостроительной отрасли России // Актуальные вопросы современной экономики. 2018. № 5. С. 233-239.
  9. Добровольский Л. В., Боровик Е.В., Холод М. В. Управление инновационным развитием российского судостроения и его влияние на повышение эффективности экономики страны // Инновации и инвестиции. 2021. № 5. С. 270-276.
  10. Жилина Л. Н., Красова Е. В. Государственная политика инновационной поддержки российского судостроения: факторы развития, цели и приоритеты // Экономика и предпринимательство. 2014. № 1-2 (42). С. 99-104.
  11. Игнатьева Н. А. Современное состояние и перспективы развития судостроения в Российской Федерации // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 4-6. С. 1159-1162. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=9152 (дата обращения: 15.05.2022).
  12. Киселёв А. А. Повышение конкурентоспособности российского судостроения: ревизия моделей и стратегии модернизации: монография / М.: ИНФРА-М., 2014. 240 с.
  13. Конева О. В. Статистический обзор результатов деятельности судостроительной отрасли // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 10 (73). URL: https://ekonomika.snauka.ru/2017/10/15296 (дата обращения: 16.05.2022).
  14. Левкина Е. В., Попова Е. Г. Проблемы и перспективы развития судостроительной отрасли в России // Карельский научный журнал. 2017. № 2 (19). С. 126-130.
  15. Митус А. А., Никитина П. В. Состояние и перспективы развития судостроительной отрасли в Российской Федерации // Электронный научный журнал «Вектор экономики». 2020. № 12. URL: http://www.vectoreconomy.ru/images/publications/2020/12/regionaleconomy/Mitus_Nikitina.pdf (дата обращения: 16.05.2022).
  16. Осипов В. А., Астафурова И. С., Жилина Л. Н. Проблемы развития судостроительно-судоремонтного комплекса Дальнего Востока России: монография / Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2014. 219 с.
  17. Петрова Н. П., Пименов П. В. Анализ современного состояния судостроения в России с использованием бенчмаркинга // Вестник Евразийской науки. 2018. Том 10. № 6. URL: https://esj.today/PDF/72ECVN618.pdf (дата обращения: 17.05.2022).
  18. Полосков С. С. Судостроение России на инновационном пути развития: проблемы и перспективы // Вопросы инновационной экономики. 2018. Том 8. № 3. С. 465-478.
  19. Смирнов А. Ю., Барканова В. К. Гражданское судостроение России. Проблема конкурентоспособности и пути её повышения // Экономика, экология и общество России в 21-м столетии. 2021. Том 2. № 1. С. 278-282.
  20. Тресорук А. А., Фролов И. Э. Российское судостроение: проблемы развития и пути повышения его конкурентоспособности // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. 2015. Том 13. С. 463-485.
  21. Шихвердиев А. П., Вишняков А. А., Обрезков Н. И. Малое и среднее предпринимательство – двигатель освоения Севера и Арктики (информационно-аналитический обзор) // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. Т. 1. Вып. 1. С. 117-123.
  22. Шихвердиев А. П., Вишняков А. А., Оганезова Н. А. Механизмы эффективного государственного управления депрессивными территориями региона для обеспечения их социально-экономического развития // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2018. № 3. С. 41-53.
  23. Шихвердиев А. П., Никонова С. А., Вишняков А. А., Гудырева Л. В. Оценка уровня жизни населения как ключевого показателя и основы экономической безопасности региона // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2020. № 4. С. 104-117.
  24. Шеломенцев А. Г., Антропов В. А., Козлова О. А., Терентьева Т. В. Федеральный университет как социально-ответственный институт регионального развития // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. 2016. Т. 15. № 2. С. 257-276.
  25. Шеломенцев А. Г., Дорошенко С. В., Трушкова Е. А., Шихвердиев А. П. Стратегии-2030: подходы к разработке в регионах России // Ars Administrandi (Искусство управления). 2017. Т. 9. № 4. С. 570-592.
  26. Чужмарова С. И. Методология формирования и реализации налоговой политики в северных регионах России: монография / под общ. ред. А. Г. Шеломенцева, В. В. Фаузера. М.: ЭКОН-ИНФОРМ, 2014. 385 с.
  27. Институты развития инновационной экономики в условиях новой индустриализации: монография / коллектив авторов ГУ «Институт экономических исследований»; под науч. ред. А.В. Половяна. Донецк: Изд-во ФЛП Артамонов Д.А., 2019. 416 с.
  28. Бушуева Л. И., Попова Ю. Ф., Уразова Ю. М. Роль публичного управления в развитии конкурентной среды Арктических территорий в Республике Коми: по данным мониторинга // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2020. № 3. С. 15-26.
  29. Иванов В. А. Формирование механизма государственной поддержки развития аграрного сектора Северного региона // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2020. № 1. С. 13-22.
  30. Berman , Howe L. Remoteness, Transportation Infrastructure, and Urban-Rural Population Movements in the Arctic // Proceedings of the Intern. Conference on Urbanisation of the Arctic, 2012. Stockholm: Nordregio, 2012, Рp. 108-122.
  31. Henry A., Nysten-Haarala S., Tulaeva S., Tysiachniouk M. Corporate Social Responsibility and the Oil Industry in the Russian Arctic: Global Norms and Neo-Paternalism // Europe-Asia Studies. 2016. Vol. 68. № 8. Рp. 1340-1368.
  32. Kelman , Loe J., Rowe E. W., Wilson E., Poussenkova N., Nikitina E., Fjærtoft D. B. Local Perceptions of Corporate Social Responsibility for Arctic Petroleum in the Barents Region // Arctic Review on Law and Politics. 2016. Vol. 7. № 2. Рp. 152-178.
  33. Crescenzi , Percoco M. A Comparative Spatial Dynamics Analysis // Geography, Institutions and Regional Economic Performance. Springer – Verlag Berlin Heidelberg, 2013. Рp. 39-58.
  34. Tysiachniouk , Henry L. A., Lamers M., van Tatenhove J. Oil Extraction and Benefit Sharing in an Illiberal Context: The Nenets and Komi-Izhemtsi Indigenous Peoples in the Russian Arctic // Society & Natural Resources. 2018. Vol. 31. № 5. Рp. 556-579.
  35. Lokken , Haggarde M. Sustainable planning of the future north – a subversive approach // Proceedings of the 10th Artek Event. Urbanisation and Infrastructure in the Arctic Challenges to Sustainability. Aarhus: Royal Danish Academy. 2014. Pp. 28-38.
  36. Marchese C. Privileggi F. Endogenous economic growth with disembodied knowledge // Journal of Public Economic Theory. Vol. 20 (3). Pp. 437-449.
  37. Seltzer , Carbonell A. Regional Planning in America: Planning Regions // Regional Planning in America: Practice and Prospect. Iimbridge: Lincoln Institute of Lend Polisy. 2011. Pp. 1-16.
  38. Huskey Challenges to Economic Development: Dimensions of «Remoteness» in the North // Polar Geography. 2005. Vol. 29 (2). Pp. 119-125.
  39. Государственная Программа Российской Федерации «Развитие судостроения на 2013-2030 годы» // Правительство России. URL: http://government.ru/rugovclassifier/845/events/ (дата обращения: 22.05.2022).
  40. Судостроение Российской Федерации // Минпромторг России. URL: https://budget.minpromtorg.gov.ru/citizens/raskhody-po-otraslyam-new?tag=ships (дата обращения: 19.05.2022).
  41. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 октября 2019 г. № 2553-р «Об утверждении Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2035 года» // Правительство России. URL: http://government.ru/docs/38218/ (дата обращения: 18.05.2022).

 

Информация об авторе

Полшков Юлиан Николаевич – доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой математики и математических методов в экономике, Донецкий национальный университет (Донецкая Народная Республика, 283001, г. Донецк, ул. Университетская, д. 24).

 

Статья поступила в редакцию: 31.05.2022.

Одобрена после рецензирования: 17.06.2022.

Принята к публикации: 20.06.2022.