Элементы системы регламентного обеспечения деятельности практико-ориентированных площадок в сфере профессионального образования
Обзорная статья
DOI: 10.34130/2070-4992-2022-2-2-248
УДК 371.1:378.1
Ягмур Екатерина Анатольевна - Институт экономических исследований, Донецк, Донецкая Народная Республика, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., https://orcid.org/0000-0002-3677-4492
Новодевичинская Мария Владимировна - Институт экономических исследований, Донецк, Донецкая Народная Республика, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация. В настоящее время человеческий капитал становится главным источником развития экономики и общества. Основной удельный вес в добавленной стоимости продукта в условиях новой экономики «знаний» занимают не традиционные факторы - материальные составляющие, а вклад в продукт человеческого интеллекта. В этой связи систему профессионального образования следует считать базисным фактором экономического роста. Определение совокупности социально-психологических (такт, рефлексия, эмпатия), психофизических (быстрота, выносливость, ловкость) и психофизиологических (память, логическое мышление) качеств человека, а также круг его знаний, навыков и умений, профессиональный и личный опыт, имеющие значение для выполнения определенных функциональных обязанностей должны стать основой для грамотного профессионального ориентирования и определения степени соответствия и пригодности человека как профессионала к конкретному рабочему месту. Идеальным фундаментом карьерной траектории персонала, созданным с помощью практико-ориентированного обучения, будет выявление профессиональных склонностей и уровня социальной адаптации личности на ранней стадии формирования специалиста с необходимой коррекцией возможного образовательного вектора. В статье определена последовательность и содержание процессов по организации и управлению системой наставничества на практико-ориентированных площадках. Разработаны мотивационные инструменты для популяризации выполнения обязанностей наставников, содержащие комплексы материального поощрения и моральные (нематериальные) стимулы. Сформирован порядок осуществления практической подготовки студентов по программам практико-ориентированного обучения. Представлен алгоритм проведения независимой экспертизы по контролю качества обучения на базе практико-ориентированных площадок. Выводы, сформулированные по результатам исследования, послужат основой для формирования механизма реализации практико-ориентированного обучения в системе профессионального образования, обеспечивающего устранение образовательных дефицитов, имеющих место в условиях действующей образовательной системы. Перспективами дальнейших исследований могут стать разработка правового фундамента соответствующих процедур и условий проведения профессиональной пробы обучающихся по программам практико-ориентированного обучения, а также алгоритм проведения квалификационного экзамена наставников по профессиональным и личностным навыкам.
Ключевые слова: практико-ориентированное (дуальное) обучение, стажировочная площадка, инновационная платформа, учебно-производственное пространство, система образования, профессиональная компетенция, практические навыки, организация-работодатель, образовательное учреждение, социальное партнерство, наставничество.
Для цитирования: Ягмур Е. А., Новодевичинская М. В. Элементы системы регламентного обеспечения дея-тельности практико-ориентированных площадок в сфере профессионального образования // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2022. Т. 2. Вып. 2. С. 248–255. https://doi.org/10.34130/2070-4992-2022-2-2-248
Список литературы
- Уроки «Стресс-теста». Вузы в условиях пандемии и после нее. Аналитический доклад Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. URL: file:///C:/Documents%20and%20Settings/Admin/
Мои%20документы/Уроки%20стресс-теста.pdf (дата обращения: 29.03.2022). - Двенадцать решений для нового образования. Доклад центра стратегических разработок и высшей школы экономики. Москва, 2018. 105 с. URL: https://www.hse.ru/data/2018/04/06/1164671180/Doklad_obrazovanie_
Web.pdf (дата обращения: 23.03.2022). - Graf L., Powell J. J. W., Fortwengel J., Bernhard N. Duale Studiengänge im globalen Kontext: Internationalisierung in Deutschland und Transfer nach Brasilien, Frankreich, Katar, Mexiko und in die USA. Bonn: DAAD. 2014. 129 p. URL: https://www.pedocs.de/volltexte/2015/10295/pdf/Graf_et_al_2014_DualStudy
ProgrammesInGlobalContext.pdf (дата обращения: 26.04.2022). - Silvia Niediek M. A. The German Dual System and its relevance in different economies // National Skills Network (NSN). 2015. URL: https://www.nationalskillsnetwork.in/german-dual-system/ (дата обращения: 26.04.2022).
- Федорова Т. С. Возможности дуального обучения при подготовке бакалавров по программам прикладного бакалавриата // Ползуновский альманах. 2017. Т. 4. № 4. С. 307-310.
- Бурляева В. А., Буркина И. В., Булах К. В., Чебанов К. В. Особенности построения моделей реализации дуального образования (обучения) на региональном уровне // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 6(73). С. 349-351.
- Галанина М.А., Бочанова Н. В. Элементы дуального обучения в образовательном процессе как одна из форм государственно-частного партнерства // Профессиональное образование и рынок труда. 2014. № 7. С. 18-19.
- Климов К. А. Практико-ориентированное обучение в системе высшего образования»: монография / К. А. Климов, Л. Л. Мешкова, В.В. Смирнов и др. Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2016. 144 с. URL: http://www.tambov-rosnou.ru/download/docs/dot/Монография%20Мешкова%20
Смирнов%20Топильский%20Климов..pdf (дата обращения: 03.2022). - Жукова Г. С., Никитина Н. И., Комарова Е. В. Технологии профессионально-ориентированного обучения: учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 189 с. URL: https://obuchalka.org/20210530132997/tehnologii-professionalno-orientirovannogo-obucheniya-jukova-g-s-nikitina-n-i-komarova-e-v-2012.html (дата обращения: 26.04.2022).
- Мандель Б. Р. Профессионально-ориентированное обучение в современном вузе: учебное пособие. Москва: Директ-Медиа, 2019. Изд. 2-е, стер. 342 с. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=436766 (дата обращения: 26.04.2022). DOI: 10.23681/436766
- Эффективность взаимодействия образовательных учреждений и бизнес-среды: теория, методология, практика: колл. монография / Т.Н. Бондаренко и др.; под науч. ред. д-ра экон. наук, проф. А. П. Латкина. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2015. 188 с.
- О федеральных инновационных площадках: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 июля 2014 г. № 780. URL: https://www.zutt.su/DswMedia/prikazminobrnaukirossiiot23iyulya2014g-780ofederal-nyixinnovacionnyixploshaadkax.pdf (дата обращения: 10.03.2022).
- Hiim H. Ensuring curriculum relevance in vocational education and training: Epistemological perspectives in a curriculum research project // International Journal for Research in Vocational Education and Training. 4(1). S. 1-19. URL: https://journals.sub.uni-hamburg.de/hup2/ijrvet/article/view/232 (дата обращения: 26.04.2022). DOI: https://doi.org/10.13152/IJRVET.4.1.1
- Euler D. Germany's dual vocational training system: a model for other countries? Gütersloh: Bertelsmann Stiftung. 2013. 78 p. URL: http://aei.pitt.edu/74021/ (дата обращения: 26.04.2022).
- О методических рекомендациях по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ: письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 августа 2015 г. № АК-2563/05. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71075428/ (дата обращения: 10.03.2022).
- Локальные акты по ДО. URL: https://битт.рф/index.php/svedeniya-o-poo/obrazovanie/dualnoe-obrazovanie (дата обращения: 10.01.2022).
- Gessler , Howe F. From the reality of work to grounded work-based learning in German vocational education and training: Background, concept and tools // International Journal for Research in Vocational Education and Trainin. 2015. Vol.2. Iss. 3. Pp. 214-238. URL: https://journals.sub.uni-hamburg.de/hup2/ijrvet/article/view/113/36/ (дата обращения: 26.04.2022).
- Ягмур Е.А. Практико-ориентированные площадки как инструмент реновации системы профессионального образования Донецкой Народной Республики // Вестник Института экономических исследований. № 1(25). С. 75-84.
Информация об авторах
Екатерина Анатольевна Ягмур – кандидат экономических наук, доцент, DipIFR-rus ACCA, старший научный сотрудник отдела социально-экономических исследований, Институт экономических исследований, (Донецкая Народная Республика, 283048, г. Донецк, ул. Университетская, д.77).
Мария Владимировна Новодевичинская – главный экономист отдела социально-экономических исследований, Институт экономических исследований, (Донецкая Народная Республика, 283048, г. Донецк, ул. Университетская, д.77).
Статья поступила в редакцию: 20.04.2022.
Одобрена после рецензирования: 23.05.2022.
Принята к публикации:26.05.2022.