Вестник №3, 2016

          

Полный текст статьи

М. А. Измайлова, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Россия, д. э. н., доцент, профессор кафедры корпоративного управления, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Вхождение  российских  компаний  в  глобальное экономическое  пространство  актуализирует  проблему влияния национальных и культурных факторов на формирование новых экономических отношений с зарубежными деловыми партнерами. Целью предпринятого исследования, результаты которого изложены в настоящей статье, стал теоретический анализ влияния систем национальных ценностей на работу компаний и организацию управления ими в условиях развивающейся системы мировых хозяйственных связей.* Использование теоретических методов в процессе анализа специализированной литературы и документов корпораций позволило выявить национальные особенности социальных и культурных ценностей разных стран, выступающих в качестве детерминант уникальности менеджмента и организационных структур международных компаний; дать содержательную характеристику уровней культуры; провести сравнительную характеристику корпоративной культуры ведущих транснациональных корпораций мира; выявить проблемные зоны в области корпоративного  управления  российских  компаний, связанные со слабостью сформированной в них корпоративной  культуры;  предложить  управленческие решения, направленные на становление российских постэкономических корпораций на основе формирования сильной корпоративной культуры. Критическая оценка имеющей теоретической базы по проблемам развития   корпоративной   культуры   позволяет осмыслить накопленный зарубежный опыт корпоративного управления и сформировать представление о роли и перспективах влияния корпоративной культуры на процесс трансформации российских компаний в социоэкономическую систему.

 Ключевые слова: национальная культура, корпоративная культура, социальные и культурные ценности, транснациональная корпорация, менеджмент.

Список литературы

  1.  Дафт Р. Л. Теория организации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 736 с.
  2.  Инновационные процессы в российской экономике : коллективная монография / под ред. М. Я. Весе-ловского, И. В. Кировой. М.: Научный консультант, 2016. 340 с.
  3.  Капитонов Э. А., Зинченко Г. П., Капитонов А. Э. Корпоративная культура: теория и практика. М.: Аль-фа-Пресс, 2005. 352 с.
  4.  Латышев И. О., Гадиева М. Б. Особенности корпоративных культур ведущих автопроизводителей. 2015. № 2. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/20EVN215.pdf (дата обращения: 25.04.2016).
  5.  Предпринимательство и бизнес: финансово-экономические, управленческие и правовые аспекты устойчивого развития / под общ. ред. М. А. Эскиндарова. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»,710 с.
  6. Bartlett C. A. and Ghoshal S. Managing across borders: The transnational solution. 2nd ed. Boston: Harvard Business School Press, 2002. 416 р.
  7.  Brooks J. Organizational behavior: individuals, groups and organizations. : Business and Services, 2008. 464 p.
  8.  Ghoshal S. and Bartlett C. А. Creation, adoption, and diffusion of innovations by subsidiaries of multinational corporations, Journal of International Business Studies, 1988, Vol. 19, Issue 3. Рp. 365–388.
  9. Hofstede G. The Interaction Between National and Organizational Value Systems, Journal of Management Stud-ies, 1985, Vol. 22, Issue 4. Рp. 347–357.
  10.  Shane E. Organizational Culture and Leadership. St. Petersburg: Peter, 2002. 336 p.

Для цитирования: Измайлова М. А. Национальные подходы к формированию корпоративной культуры: уроки для России // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2016. № 3. С. 34–41.