Вестник №1, 2017

          

УДК 338.246.027-027.236

Полный текст статьи                                                      

Р.И. Маликов,Уфимский государственный нефтяной технический университет, г. Уфа, Россия, д. э. н., заведующий кафедрой экономики и менеджмента, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

К.Е. Гришин, Уфимский государственный нефтяной технический университет, г. Уфа, Россия, д. э. н., профессор кафедры экономика и менеджмента, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В статье рассматриваются теоретические вопросы формирования механизмов административного регулирования  деятельности субъектов предпринимательства. Обосновываются инновационные подходы  и предложен прикладной инструментарий проектирования и конструирования деловой среды, способной оказывать стимулирующее воздействие на рост предпринимательской и инвестиционной активности в российских регионах и муниципальных образованиях.Доказывается, что дифференциация регионов по условиям ведения бизнеса в формально одинаковом институциональном пространстве объясняется пространственными специфическими  свойствами институциональной конфигурации региональной деловой среды. Делается вывод о том, что одним из ключевых показателей эффективности институциональной конфигурации деловой среды является показатель административного давления на субъекты предпринимательской деятельности.  Определено, что в  системе административного регулирования предпринимательства представляется целесообразным выделение двух видов целенаправленного воздействия властных структур на субъекты предпринимательства, дифференцированных  по характеру влияния на экономическую деятельность бизнес-структур - административное давление  и административное содействие.  Делается предположение о том, что на практике в условиях высокого уровня стоимостных издержек на выполнение всей совокупности требований административного регулирования, а также санкций за нарушения этих требований,  формируются предпосылки для развития институтов неформального взаимодействия предпринимательских структур с представителями контрольно-надзорных органов, в рамках которых бизнесмены пытаются минимизировать свои издержки, связанные с выполнением формализованных административных требований, норм и правил путем личностных договоренностей. Предложена математическая модель оценки неформального взаимодействия субъектов предпринимательской деятельности с отдельными чиновниками контрольно-надзорных органов, позволяющая определять диапазон выгод хозяйствующих субъектов от уклонения выполнения административных норм, требований и правил. Делается вывод о том, что экономическую основу воспроизводства неформальных  отношений представляет необоснованно высокий уровень издержек субъектов предпринимательской деятельности на выполнение формальных административных требований, норм и правил, обуславливающих взаимную выгодность для ряда предпринимателей и части бюрократического аппарата различных схем неформального взаимодействия. 

Ключевые слова: административное регулирование, институциональная конфигурация региональной деловой среды,субъекты бизнеса, предпринимательство, административные  издержки, неформальное взаимодействие, административное давление, деловая среда, властные структуры, контрольно-надзорная деятельность, избыточные формальные административные требования

Список литературы

  1. Арапов В.В., Харисов В.И.Совершенствование мотивационного комплекса действий власти по повышению конкурентного потенциала регионального предпринимательства // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2015. № 5 (127) С. 46-51.
  2. Асаул А.Н., Войнаренко М.П., Ерофеев П.Ю. Организация предпринимательской деятельности  /под ред. д.э.н., проф. А. Асаула. – СПб.: «Гуманистика», 2004. 448с.
  3. Гришин К.Е., Арапов В.В. Инструментарий выявления «точек роста» предпринимательства в регионе // Экономика региона. 2013.№4. С. 150-156.
  4. Дегтярев А.Н., Маликов Р.И., Гришин К.Е. Институциональная конфигурация региональной деловой среды: параметры проектирования // Вопросы экономики. 2014. № 11. С. 83-94.
  5. Мау В.А., Жаворонков С.В., Черный Д.С., Яновский К.Э.Дерегулирование российской экономики // М.: ИЭПП, Научные труды  № 32Р. - 2001. - 70 c.
  6. Павлов К.В. Направления и формы государственной поддержки развития малого бизнеса в регионе (на примере Белгородской области) // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 25. С. 2-10.
  7. Полищук Л.И. Нецелевое использование институтов: причины и следствия // Вопросы экономики.  № 8. С. 28-44.
  8. Солодилова Н.З., Маликов Р.И., Гришин К.Е.Влияние административного регулирования на эффективность предпринимательской деятельности в регионе // Экономика региона.2016. № 4. С. 1001-1013.
  9. Солодилова Н.З., Маликов Р.И., Гришин К.Е. Потенциал развития и факторы ограничения региональной деловой среды // Экономика региона. 2015.  № 2. С. 137-148.
  10. Солодилова Н.З., Маликов Р.И., Гришин К.Е.. Прогнозирование инвестиционного потенциала предпринимательства в регионе // Общество и экономика: Научно-практический журнал. 2016. № 3. С. 79-95.
  11. Фролов Д.П. Методологический институционализм 2.0: от институтов к институциональным конфигурациям// Вопросы экономики. 2016.№7.С. 147-160.
  12. Четверикова И.В. Либеральные реформы уголовного законодательства в сфере экономической деятельности 2009-2012 гг. и судебная практика// Вопросы экономики.2016.№6. С.91-115.
  13. Davis, L. E., North D.C. Institutional Change and American Economic Growth Cambridge, 1971, 803 р.
  14. Hellman J.S., Kaufmann D.P. Confronting the Challenge of State Capture in Transition Economies. Finance and Development (A quarterly magazine of the IMF), 2001, Vol. 38. no. 3, pp.1-9.
  15. Frye T.M., Shleifer A.I. The invisible hand and the grabbing hand. American Economic Review. Papers and Proceedings. 1997. vol. 87, no. 2, pp. 354-358.
  16. Weingast B.R. The Economic Role of Political Institutions: Market Preserving Federalism and Economic Development. Law, Economic and Organization,vol.11, no.1, pp. 3-31.
  17. Williamson O.E. The New Institutional Economics: Taking Stock, Looking Ahead.Journal of Economic Literature, 2000. vol.38 (3), pp. 595-613.

Для цитирования:Маликов Р.И., Гришин К.Е. Инновационные подходы к разработке инструментария диагностики  параметров административного регулирования предпринимательства в регионе // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2017. №