Вестник №3, 2017

          

УДК 658.8

Полный текст статьи

Ю.Н. Соловьева, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург, Россия, д. э. н., профессор, профессор кафедры маркетинга, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

Е.В. Халина, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург, Россия, соискатель кафедры маркетинга, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

О.У. Юлдашева, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург, Россия, д. э. н., профессор, зав. кафедрой маркетинга, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

В статье актуализируются вопросы исследования феномена «устойчивого маркетинга» и «устойчивого потребления». Устойчивое потребление анализируется в сравнении с традиционным потреблением и современным консьюмеризмом, приводится сравнительный анализ типов потребительского поведения. Приводятся результаты качественного эмпирического исследования, которое позволило выявить наиболее распространенные барьеры (отсутствие инфраструктуры, дополнительные затраты, недостаток знаний) и мотивы (забота о здоровье) для устойчивого потребления на российском рынке. Рассматривается роль устойчивого маркетинга в преодолении барьеров для устойчивого потребления.

Ключевые слова: Устойчивое развитие, устойчивый маркетинг, устойчивое потребление, барьеры для устойчивого потребления, мотивы устойчивого потребления, типы потребительского поведения.

Список литературы 

  1. Айрапетова А.Г. Концепция устойчивого развития единой эколого-экономической системы // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2014. № 5. С. 60-63.
  2. Аутио М., Хейсканен Е.,  Хейнонен В. Нарративы «зеленых» потребителей:  антигерой,  экогерой и анархист // Лабиринт. 2014. № 2. С. 19-34. 
  3. Глобальное исследование корпоративной социальной ответственности 2015. URL: http://www.nielsen.com/ru/ru/press-room/2015/Nielsne-csr-press-release.html (дата обращения 05.08.2017)
  4. Киреева Е.Е., Шехова Н.В. Устойчивое развитие и новая этика потребления // Региональное развитие. 2014. № 1. С. 69-73.
  5. Нестерова Е.В., Соловьева Ю.Н. Сегментация российских потребителей по их отношению к ценностям устойчивого развития экономики // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2015. № 6. С. 426-434.
  6. Селезнева А.В. Взаимосвязь эволюции учетных парадигм и возникновения и развития нефинансовой отчетности // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 3. С. 140-143.
  7. Федотова В.Г. Экология и средний класс // Знание. Понимание. Умение. 2010. № 3. С. 103-111.
  8. Халина Е.В. Развитие концепции устойчивого развития в российской экономике и маркетинге // Проблемы современной экономики. 2016. № 4. С. 116-120.
  9. Халина Е.В., Соловьева Ю.Н. Ценности устойчивого развития в поведении потребителей. Прогнозирование инновационного развития национальной экономики в рамках рационального природопользования. Пермь: ПГНИУ, 2015. С. 55-63.
  10. Хмелькова Н.В., Кушнарева А.А., Перевозчиков К.И. Теоретические аспекты и эмпирические исследования социально ответственного потребления // Практический маркетинг. 2015. № 10. С. 3-12.
  11. Belz, F-M., Peattie, K. Sustainability Marketing: A Global Perspective. Chichester: Wiley, 2009.
  12. Campbell C. Consuming goods and the good of consuming // Critical Review. 1994. № 4. С. 503-520.
  13. Euromonitor International. Top 10 Global Consumer Trends for 2016. URL: http://go.euromonitor.com/consumer-trends-2016.html (дата обращения 15.03.2017)
  14. Fuller D.A. Sustainable marketing: managerial - ecological issues. Sage Publications, 1999.
  15. Hawken P. The ecology of commerce: A declaration of sustainability. NY: HarperCollinsPublishers, 1993.
  16. Miles S. Consumerism as a way of life. London: Sage Publications, 1998.
  17. Peattie K.J., Collins A.J. Perspectives on sustainable consumption // International Journal of Consumer Studies. 2009. № 2. С. 107-112.
  18. Schwartz S.H. Are there universal aspects in the structure and contents of human values? // Journal of Social Issues. № 4. С. 19-45.
  19. Sharifah A.H., Laily P., Nurizan Y. Toward sustainable consumption: An examination of environmental knowledge among Malaysians // International Journal of Marketing Research. 2005. №18. С. 426-436.
  20. Sheth J.N., Parvatiyar A. Ecological imperatives and the role of marketing. Environmental marketing: Strategies, practice, theory, and research. NY: The Haworth Press, 1995. С. 3-20.
  21. Strauss A., Corbin J. Basics of qualitative research: Grounded theory procedures and techniques. Sage Publications, 1990.
  22. Thøgersen J. A cognitive dissonance interpretation of consistencies and inconsistencies in environmentally responsible behavior // Journal of Environmental Psychology. 2004. №1. С. 93-103.

Для цитирования: Соловьева Ю. Н., Халина Е. В., Юлдашева О. У. Устойчивый маркетинг и барьеры для устойчивого потребления // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2017. № 3. C. 35-43