Как построить сетевую бизнес-модель управления ценностной цепочкой на алкогольном рынке: пример региональной торговой компании (кейс)
Ю.Ф. Попова, Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина, г. Сыктывкар, Россия, д. э. н., профессор, зав. кафедрой менеджмента и маркетинга, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
О.Г. Ядрихинская, Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина, г. Сыктывкар, Россия, аспирант кафедры менеджмента и маркетинга, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Данный кейс посвящен проблеме моделирования бизнеса, в основе которого лежит понятие сетевой бизнес-модели. Он предназначен для студентов, обучающихся на магистерской программе по направлению «Менеджмент». Работа над конкретной ситуацией предполагает наличие у студентов знаний в области стратегического менеджмента и маркетинга, маркетинга взаимоотношений и сетевого подхода. В кейсе рассмотрена организационная структура управления компанией, проанализированы ее взаимоотношения с рыночными контрагентами, описана финансовая бизнес-модель, а также источники формирования и структура распределения сетевой ренты в цепочке создания ценности. Представленная информация характеризует состояние рынка и компанию в период 2015-2016 гг. С целью соблюдения коммерческой тайны названия описываемых компаний были изменены.
Ключевые слова: бизнес-моделирование, межфирменные отношения, сетевая бизнес-модель, сетевой подход, цепочка создания ценности.
Список литературы
- Дебелак Д. Бизнес-модели. Принципы создания процветающей организации. / пер. И. Коваленко. М.: Гребенников, 2009. 256 с.
- Государство решилось на монополизацию спирта // Деловая газета Взгляд. 23 января 2016. URL: http://www.vz.ru/economy/2016/1/23/789887.html (дата обращения 04.12.2016)
- Климанов Д.Е., Третьяк О.А. Бизнес-модели: основные направления исследований и поиски содержательного фундамента концепции // Российский журнал менеджмента. 2014. Т. 12. № 3. С. 107–130.
- Остервальдер А., Пинье И. Построение бизнес-моделей. Настольная книга стратега и новатора. / пер. Марии Кульневой. М.: Альпина Паблишер, 2012. 288 с.
- Попова Ю.Ф., Ядрихинская О.Г. Сетевая бизнес-модель создания ценности // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2016. № 3. С. 101–107. URL: http://www.vestnik-ku.ru/images/articles/2016/3/11.pdf (дата обращения 20.03.2016)
- Попова Ю.Ф. Сетевая концепция управления межфирменными отношениями на промышленных рынках: диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук: 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (Маркетинг). С.-Петербургский государственный университет экономики и финансов. СПб., 2010. 453 с.
- Попова Ю.Ф. Теория и методология управления межфирменными отношениями на промышленных рынках: монография. Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского государственного университета, 2011. 98 с.
- Справка о состоянии алкогольного рынка на территории Республики Коми (по итогам 1 полугодия 2015 года). URL: http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:Q52r0r84Iz4J:lic.rkomi.ru/content/8635/%25D0%2598%25D0%259D%25D0%25A4%25D0%259E%25D0%25A0%25D0%259C%25D0%2590%25D0%25A6%25D0%2598%25D0%25AF%2520%25201%2520%25D0%25BF%25D0%25BE%25D0%25BB%25D1%2583%25D0%25B3%25D0%25BE%25D0%25B4%25D0%25B8%25D0%25B5%25202015%25D0%25B3..docx+&cd=7&hl=ru&ct=clnk&gl=ru&client=opera (дата обращения 19.11.2016)
- Широкова Г.В. Управление предпринимательской фирмой: учебник. СПб.: Изд. Высшая школа менеджмента, 2011. 384 с.
- Юлдашева О.У., Трефилова И.Н. Исследование глобальных цепочек ценности как основа для построения эффективных бизнес-моделей // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2016. №2. С. 131-148. URL: http://vestnik-ku.ru/images/articles/2016/2/13.pdf (дата обращения 10.08.2016)
- Chesbrough H. Business model innovation: it’s not just about technology anymore // Strategy & leadership. 2007. Vol. 35. № 6. P. 12–17.
- Hamel G. Leading the revolution. Boston, MA.: Harvard Business School Press, 1992. 352 p.
- Slywotsky A.J. Value migration. Boston, MA.: Harvard Business Review Press, 1996. 325 р.
Для цитирования: Попова Ю. Ф., Ядрихинская О. Г. Как построить сетевую бизнес-модель управления ценностной цепочкой на алкогольном рынке: пример региональной торговой компании (кейс) // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2018. № 1. С. 125-133.