Вестник №2, 2018

          

Текст статьи

В.А. Антропов, Институт экономики Уральского отделения РАН, г. Екатеринбург, Россия, д. э. н., профессор, в. н. с., e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Л.Н. Воронина, Институт экономики Уральского отделения РАН, г. Екатеринбург, Россия, вед. экономист, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Основной целью исследования является развитие концептуальных основ формирования  механизма развития образовательного потенциала региона с позиции социокультурного подхода.   В работе рассмотрены вызовы системе российского профессионального образования и обоснованы мотивирующие и демотивирующие факторы, влияющие на эффективное развитие и реализацию образовательного потенциала региона.  Авторами предлагается концепция развития профессионального образования на основе национальной идеи, конкретной цели развития государства.  В противовес современной концепции модернизации российского профессионального образования, заключающейся в переходе от образования как общественного блага к образовательной услуге, разработана авторская схема управления развитием образовательного потенциала региона с использованием  методологии дедуктивного построения от национальной идеи до конкретного человека и его рабочего места. Именно такой механизм должен быть заложен в основу развития образовательного потенциала государства, региона или организации.

Ключевые слова: образовательный потенциал, факторы, концептуальные основы развития, социокультурный подход, национальная идея, механизмы управления.

Список литературы

  1. Антропов В.А. Национальная идея России - необходимое условие для воссоздания отраслевого профессионального образования // Вестник Уральского государственного университета путей сообщения. 2016. № 4 (32). С.140 –146.
  2. Антропов В.А. Современные вызовы российской системе профессионального образования // Вестник Уральского государственного университета путей сообщения. 2013. № 2 (18). С. 63 –77.
  3. Борисова B. Заказ на инженера. Кто и как будет готовить будущих технарей // Российская газета: Федеральный выпуск. 2011. № 5413 (37). С.14.
  4. Будущее глобального образования 2015 ‒ 2035. [Электронный ресурс]. URL: http://map.edu2035.org/users/sign_in?mode=first&project=futuremap (дата обращения 15.12.2017).
  5. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 гг.: распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf (дата обращения 24.07.2017).
  6. Лапин Н.И. Социокультурный подход и социетально-функциональные структуры // Социологические исследования. № 7. 2000. С. 3 –12.
  7. О внесении изменений в статьи 30 и 34 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» федеральный закон от 01.05.2017 N 83-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216080/ (дата обращения 22.01.2018).
  8. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017).
  9. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 05.12.2017). [Электронный ресурс]. URL: http://legalacts.ru/doc/FZ-ob-organizacii-predostavlenija-gosudar-i-municipal-uslug/ (дата обращения 22.01.2018).
  10. Образование 2030. Результаты первого этапа российского форсайта. [Электронный ресурс]. URL:iteach.ru›getpifile.php?…Edu2030…texts…2010_12_06… (дата обращения 16.09.2017).
  11. Сиземская И.Н. Образование на волне российской модернизации // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 7, Филос. 2011. № 2 (14). С. 137 –142.
  12. Советы лидерам. Владимир Путин поддержал инициативы бизнеса и назвал патриотизм национальной идеей // Российская газета от 03.02.2016. URL: https://rg.ru/2016/02/03/vladimir-putin-nazval-patriotizm-edinstvennoj-nacionalnoj-ideej.html (дата обращения 10.09.2017).
  13. Четверикова О. Международный проект «Глобальное образование», который был навязан [Электронный ресурс]. URL: https://pikabu.ru/story/mezhdunarodnyiy_proekt_globalnoe_obrazovanie_kotoryiy_byil_navyazan_4419083 (дата обращения 12.09.2017).
  14. Шеломенцев, А.Г., Козлова, О.А., Антропов, В.А., Терентьева, Т.В. Федеральный университет как социально-ответственный институт регионального развития//Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. 2016. Т. 15. № 2. С. 257–276. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=26168728 (дата обращения 10.01.2017).
  15. Экономический потенциал населения в контексте регионального развития: социокультурный аспект: кол. моногр. / А.Г. Шеломенцев, О.А. Козлова, С.В. Дорошенко, А.И. Кузьмин, М.Н. Макарова, Е.А. Трушкова и др. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2017, 194 с.

Для цитирования: Антропов В. А., Воронина Л. Н. Концептуальные основы развития образовательного потенциала региона // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2018. № 2. С. 26-36