О.У. Юлдашева, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург, Россия, д. э. н., профессор, заведующий кафедрой маркетинга, е-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Г.В. Халиков, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург, Россия, аспирант кафедры маркетинга, е-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
А.В. Цой, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт- Петербург, Россия, аспирант кафедры маркетинга, е-mail: tsoy.a@unecon.r
В статье выявлены современные тренды поведения потребителей: растущая приверженность потребителей здоровому образу жизни; стремительная диджитализация потребительского поведения; спрос на живое общение, социализацию и сопричастность; спрос на смысл и личностное общение; трансформация каналов получения информации и персонализация информации; персонализация потребления и подъем просьюмера. На основании выявленных трендов представлен портрет потребителя будущего, последствия для компаний и обновленный маркетинговый инструментарий. Авторы доказывают, что в условиях становления индустрии и экономики 4.0 нарождается и маркетинг 4.0, построенный на диджитал платформах и технологиях и учитывающий растущую гуманизацию общества в направлении устойчивого развития. В качестве базовой концепции нового маркетинга 4.0. авторы рассматривают концепцию, специфические черты и процесс управления устойчивым маркетингом.
Ключевые слова: тренды потребительского поведения, маркетинг 4.0, устойчивый маркетинг, экосистема потребителя, маркетинг вовлечения, потребитель будущего, просьюмер, сотворчество ценности.
Список литературы
- Capitalizing on the shifting consumer food value equation, Deloitte Report, 2016. URL: https://wwwdeloitte.com/content/dam/Deloitte/us/Documents/consumer-business/us-fmi-gma-report.pdf (дата обращения: 30.05.2018)
- DeKeyser A., Lemon K.N., Klaus P., Keiningham T.L. A framework for understanding and managing the customer experience // Marketing Science Institute Working Paper, Series 2015, Report No. 15-121.
- Klaus P., Maklan S. Towards a Better Measure of Customer Experience // International Journal of Market Research. 2013. Vol. 55. pp. 227–246.
- Lemon K.N., Verhoef P.C. Understanding customer experience throughout the customer journey // Journal of Marketing. Vol. 80. November, 2016. pp. 69–96.
- Schmitt, Bernd H. Experience Marketing: Concepts, Frameworks and Consumer Insights // Foundations and Trends in Marketing, 5 (2). 2011.
- Vafeidis Stefanos, генеральный директор компании Coca-cola в России, Выступление на Петербургском Международном Экономическом Форуме (ПМЭФ), Санкт-Петербург, 25 мая 2018 г.
- Вернадский В. И.Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988.
- Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество / пер. с англ. общ. ред. Н.И. Иноземцева. М.: Прогресс, 1969.
- Инновации маркетинговых моделей российских компаний в эпоху диджитал трансформации / под науч. ред. проф. О.У. Юлдашевой. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2018. 260 с.
- Капьев Евгений, генеральный директор издательской группы «ЭКСМО», выступление на Петербургском Международном Экономическом Форуме (ПМЭФ), 25 мая 2018г.
- Котлер Ф., Картаджайя К., Сетиаван А. Маркетинг 3.0: от продуктов к потребителям и далее к человеческой душе. М.: «ЭКСМО», 2011.
- Кохх Олоф, председатель совета директоров розничной сети «Метро», выступление на Петербургском Международном Экономическом Форуме (ПМЭФ), 25 мая 2018 г.
- Новиков Руслан, генеральный директор ИД «Аргументы и факты», выступление на Петербургском Международном Экономическом Форуме (ПМЭФ), 25 мая 2018 г.
- Печатников Анатолий, председатель правления банка ВТБ 24, выступление на Петербургском Международном Экономическом Форуме (ПМЭФ), 25 мая 2018 г.
- Протасов Максим, руководитель АНО «Российская система качества (Роскачество)», выступление на Петербургском Международном Экономическом Форуме (ПМЭФ), 25 мая 2018 г.
- Пуха Ю. Индустриальная революция 4.0. Презентация PWC, октябрь 2017. URL: https://www.pwc.ru/ru/assets/pdf/industry-4-0-pwc.pdf (дата обращения: 31.05.2018)
- Сайт International wine and spirits record (iwsr). URL: https://www.theiwsr.com/iwsr_core_reports.html (дата обращения: 01.06.2018)
- Тоффлер Э. Третья волна. Москва: АСТ, 2009.
- Хабибрахимов А. Рынок интернет-торговли в России в 2017 г. превысил 1 трлн. руб. 04.04.2018 г. URL: https://vc.ru/35781-rynok-internet-torgovli-v-rossii-v-2017-godu-prevysil-1-trln-rubley (дата обращения 27.05.2018)
- Цифровые дивиденды. Обзор. Доклад о мировом развитии. Вашингтон: Международный банк реконструкции и развития / Всемирный банк, 2016. С. 7.
Для цитирования: Юлдашева О. У., Халиков Г. В., Цой А. В. Покупатель будущего, новые модели потребления и сотворчество ценности: контуры маркетинга 4.0 // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2018. № 2. С. 90-106