Вестник №3, 2018

          

Социальная интеграция в образовании как ресурс саморазвития местных сообществ Арктики: зарубежный опыт

УДК 338.49

Е. Е. Торопушина, Федеральный исследовательский центр «Кольский научный центр Российской академии наук» (Апатиты, Россия)

Е. П. Башмакова, Федеральный исследовательский центр «Кольский научный центр Российской академии наук» (Апатиты, Россия)

Статья посвящена рассмотрению проблемы формирования и развития социального партнерства в сфере образования арктических сообществ зарубежных стран. Цель заключается в исследовании практики реализации образовательных инициатив на локальном уровне с точки зрения их влияния на социально-экономическое развитие арктических местных сообществ. Включение в такие проекты внутренних ресурсов местных сообществ позволяет ускорить процессы развития интеллектуального и образовательного потенциала, человеческого капитала той или иной территории не за счет привлечения квалифицированного труда извне, а за счет роста и качественных изменений собственных трудовых ресурсов. Реализация проектов в сфере образования дает возможность подготовить собственные квалифицированные кадры, снизить уровень безработицы, в том числе среди молодежи, и в целом нивелировать развитие негативных тенденций социально-экономического развития. Развитие процессов социальной интеграции федеральной и местной власти с бизнес-структурами и учреждениями образования при условии активизации потенциала местного сообщества является стимулом для саморазвития социально-экономических территориальных систем, в том числе таких сложных, как Арктика. Такой опыт особенно ценен в условиях становления социального партнерства в России и вполне может быть использован в практике процесса саморазвития арктических местных сообществ нашей страны.

Ключевые слова: образование, саморазвитие, ресурс, социальное партнерство, фактор, регион, местное сообщество, Арктика.

Список литературы

  1. Башмакова Е.П. Корпоративная социальная ответственность: зарубежный и российский опыт государственного регулирования // Финансы и бизнес. 2014. №3. С. 108—117.
  2. Иванов С.А. Социальное партнерство как феномен цивилизации // Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. Т. 8. № 3. С. 79—99.
  3. Лыска А.Г. Роль учебных заведений в развитии местных сообществ // Вопросы управления. 2012. №3 (20). С. 86—91.
  4. Олейникова О., Муравьева А. Социальное партнерство в сфере профессионального образования в странах Европейского Союза // Высшее образование в России. 2006. №6. С. 111—129.
  5. Осипов А., Карстанье П., Тумалев В., Зарубин В. Партнерство в сфере профессионального образования: анализ социальных практик // Высшее образование в России. 2008. № 4. С. 62—67.
  6. Рашидова А.И. Социальное партнерство в профессиональном образовании // Universum: Вестник Герценовского университета. 2012. № 2. С. 31—33.
  7. Сайт Арктического университета Норвегии. URL: https://en.uit.no/startsida (дата обращения: 11.07.2018).
  8. Сайт Европейского фонда подготовки кадров. URL: https://www.etf.europa.eu/en/publications-andresources/publications/reports (дата обращения: 17.09.2018)
  9. Сайт Кооперативной службы распространения знаний Университета Аляски Фэрбанкс. URL: http://www.uaf.edu/ces/about/ (дата обращения: 11.07.2018).
  10. Сайт Международной организации труда. URL: https://www.ilo.org/global/lang--en/index.htm (дата обращения: 17.09.2018)
  11. Сайт Университета Арктики. URL: https://ru.uarctic.org/universitet-arktiki/ (дата обращения 04.07.2018).
  12. Социальное партнерство в образовании / под ред. П.Н. Карстанье, А.М. Осипова. Великий Новгород: НовГУ, 2008. 116 с.
  13. Торопушина Е.Е. Социальная инфраструктура как фактор саморазвития территории российской Арктики // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2018. № 5.
  14. Тотонова Е.Е. Развитие кооперативов на Севере: опыт Канады // Управление экономическими системами. 2015. № 9 (81). С.28.
  15. Education for All 2015 National Review: Norway. Oslo, 2014, 27 р. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0022/002299/229935E.pdf (дата обращения: 13.07.2018).
  16. Lederer J. Understanding the University-Community Alliance: The Waterloo Experience // Canadian Journal of Urban Research. 2005. Vol. 14. P. 246.
  17. Putnam R.D., Leonardi R., Nanetti R.Y. Making Democracy Work: Civic Traditions in Modern Italy. Princeton, New Jersey, USA: Princeton University Press. 1993. p. 122.
  18. Sustainable Development in the Circumpolar North. From Tana, Norway to Oktemtsy, Yakutia, Russia. UArctic Thematic Network on Local and Regional Development, The Arctic University of Norway, University of Northern British Columbia, 2015. Pp.105—115. URL: https://www.unbc.ca/sites/default/files/sections/community-development-institute/ebookgargia2004—2014-eddec42014withchdois.pdf (дата обращения: 09.07.2018).
  19. Tor G., Голубева В. Тематическая сеть Университета Арктики по региональному и местному развитию на базе Университетского колледжа Финнмарка // Арктика и Север. 2011. № 2. C. 122—127.
  20. Transforming our world: the 2030 Agenda for Sustainable Development / Resolution adopted by the General Assembly on 25 September 2015. URL: http://www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/RES/70/1&Lang=E (дата обращения: 08.10.2018).