Вестник №3, 2020

          

Государственно-частное партнерство в социальной сфере арктических территорий США и Канады

 

DOI: 10.34130/2070-4992-2020-3-37

УДК 331.1, 338.2

Торопушина Е. Е. — к.э.н., доцент, старший научный сотрудник отдела социальной политики на Севере, Институт экономических проблем им. Г.П.Лузина — обособленное подразделение Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр Российской академии наук», г. Апатиты, Россия, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Текст статьи 

В статье предпринята попытка проанализировать особенности институциональной среды развития государственно-частного партнерства и практического опыта реализации проектов на условиях партнерства государственного и частного секторов в социальной сфере арктических территорий двух стран Северной Америки — США и Канады. Исследованы теоретические основания, тренды развития государственно-частного партнерства на национальном и региональном уровнях, институциональная база регулирования этой сферы, а также практический опыт применения механизма государственно-частного партнерства на арктических территориях США и Канады. Практическая значимость исследования заключается в возможности применения полученных результатов в практике инициирования и реализации проектов на условиях государственночастного партнерства в сфере развития социальной инфраструктуры арктических территорий как инструмента достижения устойчивого развития местных сообществ и саморазвития социальноэкономических территориальных систем Арктики. Представленный в работе обзор практического опыта реализации инфраструктурных проектов в социальной сфере арктических регионов США и Канады на условиях государственно-частного партнерства и его потенциально высокая результативность для развития социально уязвимых территорий, к которым относится, по сути, все мировое арктическое пространство, позволяет сделать вывод о возможном применении такой практики и в регионах российской Арктики.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, социальная сфера, проект, США, Канада, Арктика.

Список литературы

1. Краснопольский Б. Х. Арктика — территория диалога и океан возможностей // Регионалистика. 2019. Т. 6. № 3. С. 100—103. DOI: 10.14530/reg.2019.3.100.

2. Рябова Л. А. Социальные факторы саморазвития территорий в зарубежном научном дискурсе: перспективные подходы для российских регионов и муниципалитетов // Экономика и управление: проблемы, решения. 2018. Т. 3. № 11. С. 63—71.

3. Социальная устойчивость регионов российского Севера и Арктики: оценка и пути достижения / колл. авторов; под науч. ред. Л. А. Рябовой. Апатиты: ФИЦ КНЦ РАН, 2018. 169 с. DOI: 10.25702/KSC.978-5-91137-384-9.

4. Whiteside H., Conroy B. About Canada: Public-Private Partnerships. Halifax, Winnipeg: Fernwood Publishing, 2016, 144 p.

5. Siemiatycki M. Public-Private Partnerships in Canada: Reflection on twenty years of practice // Canadian Public Administration. 2015, vol. 58, no. 3, pp. 343—362. DOI: 10.1111/capa.12119.

6. Kitka J. Challenges at the Northernmost Border: The Imperative for Investment in Infrastructure and Critical Priorities in Alaska and Beyond. USA, Anchorage, 2018, 32 p.

7. Hemming R. Public-private partnerships, government guarantees, and fiscal risk. Prepared by a staff team — Washington D.C.: International Monetary Fund, 2006, 98 p.

8. Marsilio M., Cappellaro G., Cuccurullo C. The Intellectual Structure of Research Into PPPs // Public Management Review, 2011, vol. 13, no. 6, pp. 763—782. DOI: 10.1080/14719037.2010.539112.

9. Wettenhall R. Mixes and Partnerships through time. In Hodge G.A., Greve C., Boardman A.E. (eds). International handbook on public-private partnerships. Northampton, MA: Edward Elgar, 2010, 17—42 p.

10. Siemiatycki M. The Theory and Practice of Infrastructure Public-Private Partnerships Revisited: The Case of the Transportation Sector // Working paper: 1—38, 2010. URL: http://www.ub.edu/graap/Final%20Papers%20PDF/ Siemiatycki%20Matti.pdf (дата обращения: 12.05.2020).

11. Hodge G., Greve C., Biygautane M. Do PPP’s Work? What and how have we been learning so far? // Public Management Review, 2018, vol. 20, no. 8, pp. 1105—1121. DOI: 10/1080/14719037/2018/1428410.

12. Hart O. Incomplete Contracts and Public Ownership: Remarks, and an Application to Public-Private Partnerships // The Economic Journal, 2003, vol. 113, no. 486, pp. 69—76. DOI: 10.1111/1468-0297.00119.

13. Williamson O. E. The Theory of the Firm as Governance Structure: From Choice to Contract // Journal of Economic Perspectives, 2002, vol. 16, pp. 171—195.

14. Casady C. B., Eriksson K., Levitt R. E., Scott W. R. A ‘New Governance’ Approach to Public-Private Partnerships: Lessons for the Public Sector. Working paper: 1—40, 2017. URL: https://gpc.stanford.edu/sites/g/files/sbiybj8226/f/ anewgovernanceapproachtoppps.pdf (дата обращения: 18.05.2020).

15. Andrews R., Entwistle T. Does cross-sectoral partnership deliver? An empirical exploration of public service effectiveness, efficiency, and equity // Journal of Public Administration Research and Theory, 2010, vol. 20, no. 3, pp. 679—701. DOI: 10.1093/jopart/mup045.

16. Ysa T. Governance Forms in Urban Public-Private Partnerships // International Public Management Journal, 2007, vol. 10, no. 1, pp. 35—57. DOI: 10.1080/10967490601185724.

17. Sanderson J., Winch G. Public policy and projects: making connections and starting conversations // International Journal of Project Management, 2017, vol. 35, no. 3, pp. 221—223.

18. Garvin M. J., Ford D. N. Real options in infrastructure projects: theory, practice and prospects // Engineering Project Organization Journal, 2012, vol. 2, no. 1—2, pp. 97—108.

19. Iossa E., Martimort D. Risk allocation and the costs and benefits of public-private partnerships // The RAND Journal of Economics, 2012, vol. 43, no. 3, pp. 442—474. DOI: 10.1111/j.1756-2171.2012.00181.

20. Shaoul J., Stafford A., Stapleton P. Partnerships and the role of financial advisors: private control over public policy? // Policy & Politics, 2007, vol. 35, pp. 479—95.

21. Шор И. М. Концессия как инструмент повышения результативности расходов регионального бюджета: экономическая сущность, признаки, риски // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2016. № 42 (234). С. 38—48.

22. Carbonara N., Costantino N., Pellegrino R. A Three-Layers Theoretical Framework for Analyzing Public Private Partnerships: The Italian Case // Organization, Technology and Management in Construction: An International Journal, 2013, vol. 5, no. 3, pp. 799—810. DOI: 10.5592/otmcj.2013.3.5.

23. Teicher J., Alam Q., Gramberg B. V. Managing trust and relationships in PPPs: some Australian experiences // International Review of Administrative Sciences, 2006, vol. 72, pp. 85—100.

24. Маслова С. В. Тенденции правового регулирования государственно-частного партнерства на международном и национальном уровнях // Московский журнал международного права. 2019. № 3. С. 114—127. DOI: 10.24833/0869- 0049-2019-3-114-127.

25. Albalate D., Bel G., Geddes R.R. How Much Vertical Integration? Contractual Choice and Public–Private Partnerships in the United States // Review of Industrial Organization, Springer; The Industrial Organization Society, 2017, vol. 51 (1), pp. 25—42. DOI: 10.1007/s11151-016-9540-1.

26. Кузнецов И. В. Зарубежный опыт государственно-частного партнерства (США, Европа, Канада) // Экономические науки. 2012. № 8 (93). С. 196—204.

27. Слободяник В. В. Совершенствование правового обеспечения предпринимательства: современные тенденции (зарубежный опыт) // Экономика. Право. Общество. 2015. № 3 (3). С. 69—77.

28. Girth A.M. Incentives in Third-Party Governance: Management Practices and Accountability Implications // Public Administration Review, 2017, vol. 77, no. 3, pp. 433—444. DOI: 10.1111/puar.12645.

29. Osborne S. P. Public-Private Partnerships: Theory and Practice in International Perspective. New York: Routledge, 2007, 366 p.

30. Торопушина Е. Е. Реализация проектов государственно-частного партнерства в социальной сфере российской Арктики // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2019. № 4. С. 30—42. DOI: 10/34130/2070-4992-2019-4-30-42.

31. Торопушина Е. Е. Потенциал государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения Арктической зоны Российской Федерации // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2019. № 2. С. 51—60. DOI: 10/34130/2070-4992-2019-2-51-60.

32. Casady C., Geddes R. Private Participation in US Infrastructure: The Role of PPP Units // American enterprise (Washington, D.C.), 2016, 22 p. DOI: 10.2139/ssrn.3306259.

33. Istrate E., Puentes R. Moving Forward on Public Private Partnerships: US and International Experience with PPP Units // Brookings Institution website, Dec 3, 2011. URL: https://www.brookings.edu/wp-content/uploads/2016/06/1208_ transportation_istrate_puentes.pdf (дата обращения: 10.06.2020).

34. Ashkin B., Porter D., La Fleche E. R., Templeton J. Canada. In Werneck B., Saadi M. The Public Private Partnership Law Review. London: Law Business Research Ltd., 2017. 293 p.

35. Murphy T. Public-Private Partnerships in Canada: Law, Policy and Value for Money. Canada: LexisNexis, 2019. 672 p.

36. Whiteside H. Unhealthy political economy of Canadian public-private partnership hospital // Health Sociology Review, 2014, vol. 20, no. 3, pp. 258—268. DOI: 10.5172/hesr.2011.20.3.258.

Для цитирования: Торопушина Е. Е. Государственно-частное партнерство в социальной сфере арктических территорий США и Канады // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2020. № 3. С. 37—49. DOI: 10.34130/2070- 4992-2020-3-37.