Вестник №1, 2021

          

Основные направления реформирования имущественных налогов (на примере Республики Узбекистан)

 

DOI: 10.34130/2070-4992-2021-1-1-58

УДК 366.22

Текст статьи  (на английском языке English (United Kingdom))

Ниязметов И. М. — д.э.н, начальник отдела Института бюджетно-налоговых исследований при Министерстве финансов Республики Узбекистан, Ташкент, Республика Узбекистан, E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Воронин С. А. — д.э.н., главный специалист Института бюджетно-налоговых исследований при Министерстве финансов Республики Узбекистан, Ташкент, Республика Узбекистан, E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Корабоев Б. У. — главный специалист Института бюджетно-налоговых исследований при Министерстве финансов Республики Узбекистан, Ташкент, Республика Узбекистан, E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Угай Д. С. — ведущий специалист Института бюджетно-налоговых исследований при Министерстве финансов Республики Узбекистан, Ташкент, Республика Узбекистан, E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В статье рассмотрен международный и отечественный опыт функционирования земельного налога в увязке с налогом на имущество, выявлены фундаментальные проблемы этой сферы. В частности, обоснована неэффективность действующих механизмов имущественного налогообложения в экономике Узбекистана. Доказана сложность и высокая затратность налогового администрирования при низком фискальном значении имущественных налогов, взимаемых с физических лиц. На основании изучения научной литературы и сравнительного анализа международной практики имущественного налогообложения сформулированы предложения по внедрению в республике налога на недвижимость, имеющего стандартные и специальные вычеты для юридических и физических лиц.

Цель исследования — разработка предложений и рекомендаций по улучшению использования земельного налога в увязке с налогом на имущество в Республике Узбекистан на основе изучения отечественного и зарубежного опыта.

Методы и методология проведения работы: сравнительный анализ и синтез, обобщение данных, систематизация факторов, логический метод, экспертный метод, метод наблюдения и др.

Несмотря на то что налоги на землю и имущество играют важную роль в доходах местных бюджетов, общее фискальное значение в Узбекистане их очень низкое. С точки зрения затрат времени, рабочей силы и других ресурсов эти налоги более дороги, чем другие налоги. В связи с этим необходимо унифицировать механизм действия налога на имущество и земельный налог.

Разработан механизм обложения недвижимого имущества и земельных ресурсов для юридических и физических лиц на основе единой методологии. Если в развитых странах в основном обсуждается проблема сбора налогов на недвижимость с точки зрения справедливости, то в странах с переходной экономикой — все еще изучаются проблемы введения налогов на недвижимость. Несмотря на то что налог на недвижимость имеет сложности при администрировании, существует настоятельная потребность в этом виде налога в налоговой системе любого государства.

Для повышения фискальной значимости налога для имущественных налогов следует перейти на использование налога на недвижимость, который будет состоять из двух частей — земельного налога и налога на имущество. Целесообразно поэтапно перейти на систему оценки земли и имущества по рыночной стоимости. В целях обеспечения социальной справедливости в налогообложении необходимо следовать принципу установления ставок налога на недвижимость на основе прогрессивного механизма по мере роста стоимости имущества. В целях поддержки малообеспеченных слоев населения целесообразно включить в налоговый механизм элемент «необлагаемой стоимости» недвижимости. При введении налога на недвижимость необходимо пересмотреть существующую систему льгот. В частности, рекомендуется устанавливать дополнительный вычет (кроме стандартного вычета, предусмотренного для всех) только для пожилых людей и других лиц, признанных государством нуждающимися в социальной защите, а для юридических лиц — оставлять льготы в виде освобождения от налогов на социальную недвижимость.

Результаты исследования будут использованы при подготовке предложений в Налоговый кодекс Республики Узбекистан в части совершенствования земельного налога и налога на имущество.

Отдельные рекомендации по совершенствованию земельного налога и налога на имущество требуют апробирования на практике, а также проведения сравнительных расчетов (действующего и предлагаемого режимов налогообложения). Кроме того, из-за низких доходов фермерских хозяйств и значительной части населения отдельные предлагаемые положения авторов должны использоваться поэтапно в зависимости от роста их доходов.

В дальнейшем будут проводиться исследования по следующим направлениям — разработка методических подходов определения кадастровой стоимости земельных ресурсов; дифференциация ставок земельного налога в зависимости от региона; оптимизация налоговых льгот по земельному налогу с учетом социального фактора.

Если оценить общую мобилизацию, связанную с расчетом и сбором этих налогов, можно сказать, что с точки зрения затрат времени, рабочей силы и других физических ресурсов земельный налог и налог на имущество в Узбекистане более дороги, чем другие налоги. В целях формирования надежной налоговой базы местных бюджетов необходимо в ближайшей перспективе унифицировать действие налога на имущество и земельного налога. Если в развитых странах в основном обсуждается проблема сбора налогов на недвижимость с точки зрения справедливости, то в странах с переходной экономикой все еще изучаются проблемы целесообразности введения налога на недвижимость. Для того чтобы не поставить малообеспеченных в затруднительное положение, облагая налогом на землю и имущество, необходимо ввести механизм дополнительного вычета из налогооблагаемой базы и пересмотреть существующую систему льгот. В частности, рекомендуется устанавливать дополнительный вычет (кроме стандартного вычета, предусмотренного для всех) только для пожилых людей и других лиц, признанных государством нуждающимися в социальной защите, а для юридических лиц — оставлять льготы в виде освобождения от налогов на социальную недвижимость.

Ключевые слова: налогообложение, недвижимость, земельный налог, налог на имущество, налоговые ставка, налоговые льготы, социальные вычеты.

Список литературы

1. Bahl R. Property Tax Reform in Developing and Transition Countries // USAID 2009. URL: http://pdf.usaid.gov/pdf_docs/PNADW480.pdf (дата обращения: 01.01.2021).

2. Andrlík B., Formanová L. Importance Of The Recurrent Tax On Immovable Property In The Tax Systems Of Eu Countries, ActaUniv // Agric. Silvic. Mendelianae Brun. 2014. 62, 1213-1220. DOI: https://doi.org/10.11118/actaun

3. McCluskey W. J., Plimmer F. The Creation of Fiscal Space for the Property Tax: The Case of Central and Eastern Europe // International Journal of Strategic Property Management, 2011. 15 (2), pp. 123—138.

4. Keane C. and et. al. Property Tax in Ireland: Key Choices. Dublin: The Economic and Social Research Institute. 2012. 5. OECD, Tax Policy Reform and Economic Growth. OECD Tax Policy Study, 20. OECD Publishing. 2010

6. Garnier G. and et. al. A wind of change? // Reforms of Tax Systems since the launch of Europe 2020. Taxation paper. 2014. No 49, EC. URL: http://ec.europa.eu/taxation_customs/resources/documents/taxation/gen_info/economic_analysis/ tax_papers/taxation_paper_49.pdf (дата обращения: 03.01.2021).

7. Bahl R. and Martinez-Vasquez J. The Property Tax in Developing Countries // Current Practice and Prospects. Working Paper. Lincoln Institute of Land Policy. 2007. URL: http://www.lincolninst.edu/ pubs/1256_The-Property-Tax-InDeveloping-Countries (дата обращения: 29.12.2020).

8. Мишустин М. В. Стратегия формирования имущественного налогообложения в России : дис. … д-ра экон. наук, 2010. URL: http://famous-scientists.ru/list/3956 (дата обращения: 27.12.2020).

9. Алиев Б. Х. и др. О проблемах и перспективах введения налога на недвижимость в Российской Федерации // Финансы и кредит. 2012. № 34 (514). С. 19. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-problemah-i-perspektivahvvedeniya-naloga-na-nedvizhimost-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 25.12.2020).

10. Набиуллина Э. Выступление на заседании Государственного совета РФ 26.12.2011 года. URL: http://www.rg.ru/2011/12/27/nalog.html. (27.12.2011); Алиев Б. Х. и др. О проблемах и перспективах введения налога на недвижимость в Российской Федерации // Финансы и кредит. 2012. № 34 (514). С. 20.

11. Шмелев Ю. Д., Маргулис Р. И. О новой концепции налога на недвижимость физических лиц и механизм ее реализации // Финансы. 2012. № 1. С. 39—43.

12. Горский И. В., Березин М. Ю. Налог на недвижимость: за и против // Финансы. 2012. № 2. С. 37—39.

13. Осенняя А. В. и др. Переход к единому налогообложению недвижимости в России (часть 1) // Вестник АГУ. 2017. Вып. 3 (205). С. 98—100.

14. Клоков Е. А. Реформа налогообложения недвижимого имущества физических лиц: от ожиданий к первым результатам (часть II) // Научный вестник Омской академии МВД России. 2018. № 3 (70). С. 66—75.

15. Богачев С. В. Налог на недвижимость // Имущественные отношения в Российской Федерации, 2017. № 4 (187). С. 68—69. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nalog-na-nedvizhimost-zarubezhnyy-opyt (дата обращения: 25.12.2020).

16. Лапшина А. С. Совершенствование налогообложения имущества физических лиц на основе государственной кадастровой оценки объектов жилой недвижимости : автореф. дис. … канд. экон. наук, 2018. URL: https://www.dissercat.com/content/sovershenstvovanie-nalogooblozheniya-imushchestva-fizicheskikh-lits-na-osnovegosudarstvenno (дата обращения: 29.12.2020).

17. Ворожбит О. Ю., Уксуменко А. А. Реализация принципа справедливого налогообложения в налоге на имущество физических лиц // Налоги и налогообложение. 2016. № 2 (140). С. 158—169.

18. Корытин А. В. Международная практика налогообложения имущества организаций // Налоговая политика и практика. 2018. № 7 (187). С. 73—74.

19. Корытин А. В., Малинина Т. А. Международный опыт налогообложения движимого имущества организаций // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2019. № 2 (48). С. 35.

Для цитирования: Ниязметов И. М., Воронин С. А., Корабоев Б. У., Угай Д. С. Основные направления реформирования имущественных налогов (на примере Республики Узбекистан) // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2021. Т. 1. Вып. 1. С. 58—73. DOI: 10.34130/2070-4992-2021-1-1-58.