Двухуровневая концепция объекта культурологических исследований: актуальные вопросы теории
DOI: 10.34130/2070-4992-2021-1-1-109
УДК 008
Каргаполов Е. П. — д.п.н., профессор, ХантыМансийская государственная медицинская академия, Ханты-Мансийск, Россия, E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
В статье анализируется двухуровневая концепция объекта культурологических исследований; исследуется объект культурологии как метанауки и объект исследования других научных дисциплин, изучающих отдельные элементы культуры (социология, антропология, история, психология, искусствоведение, народное художественное творчество и др.) или культуру в целом (философия культуры); основные характеристики объекта. Культура как явление понимается в широком и узком смысле. В широком смысле культура — всё, что сделано руками и умом человека на протяжении всей истории существования человечества, и сам процесс делания; в узком смысле — это отдельные грани, стороны и элементы результатов человеческой деятельности и сам процесс этой деятельности. Отмечается, что основными характеристиками объекта культурологии на верхнем уровне выступают такие, как абстрактность, целостность, системность, масштабность, протяженность. Основными характеристиками объекта на нижнем уровне культурологического знания выступают такие, как конкретность, фрагментарность, включенность в объект верхнего уровня, динамичность. Исторически на первом этапе развития культурологического знания бурное развитие получили философия культуры, история культуры, антропология, социология культуры, искусствоведение и другие науки, где объектом исследований выступали отдельные стороны и грани культуры. Но наука развивается, и возникла потребность в изучении культуры как целого в динамике, как системы. Поэтому закономерно возникла необходимость формирования верхнего уровня культурологии, то есть как метанауки. Актуализация объекта культурологических исследований связана с интересами культуролога, зависит от целей и задач, которые стоят перед культурологией как на верхнем, так и на нижнем уровне. Целью исследования была разработка двухуровневой модели объекта культурологических исследований. Основными методами исследований были системный подход и метод теоретического анализа и обобщения. Исследование вносит вклад в разработку теории методологии культурологических исследований. Область применения: теория и методология культурологических исследований. Направление будущих исследований: обоснование двухуровневой модели методологии культурологических исследований.
Ключевые слова: культура, объект, культурология как метанаука; уровни культурологического знания; характеристики объекта культурологии; двухуровневая концепция объекта культурологических исследований.
Список литературы
1. Запесоцкий А. С., Марков А. П. Современная культурология как научная парадигма // Вопросы философии. 2010. № 8. С. 76—87.
2. Kottak C. P. Antropology The Exploration of Human Diversity. N.Y. McGraw-Hill Inc. 1994. 575 p.
3. Clarke J. J. On the unity and diversity of cultures // American Anthropologis. 1970. Vol. 72. Pp. 545—554.
4. The Compact Oxford English Dictionary. New Edition. Oxford: Clarendon Press, 1994. 2402 p.
5. Webster s Third New International Dictionary of the English Language Unabridged. Springfield, Massachusetts USA: Merriam-Webster Inc., 1993. 553 p.
6. Williams R. Keywords A Vocabulary of Culture and Society. Fontana Croom Helm. 1976. 349 p.
7. White L. A. Culturology. International Encyclopedia of the Social Sciences. Vol. 3. N.Y.: The Free Press, 1968. Pp. 547— 550.
8. Багдасарьян Н. Г. Культрология : учебник для бакалавров. 2-е изд., допол. и пер. М.: Юрайт, 2013. 549 с.
9. Столяренко Л. Д. Основы психологии. 2-е изд., перераб. и допол. Ростов н/Д: Феникс, 1996. 736 с.
10. Каргаполов Е. П. Смысл, значение и понимание русской культуры // Вестник Академии энциклопедических наук. 2019. № 4 (37). С. 5—11.
11. Лапина С. В., Бабосов А. А., Жарикова А. А. и др. Культурология : учебное пособие для вузов / под общ. ред. С. В. Лапиной. 3-е изд. Минск: Тетра Системс, 2006. С. 14—15.
12. Драч Г. В., Штомпель О. М., Штомпель Л. А., Королев В. К. Концепции культурологии, её объект, предмет, задачи // Культурология : учебник для вузов. СПб.: Питер, 2012. 384 с.
13. Пушкова Ю. Б., Шельнова Н. И., Мирошникова Д. Г. и др. Культурология : учебное пособие для вузов. 2-е изд. М.: Экзамен, 2008. 384 с.
14. Каган М. С. Философия культуры. СПб., 1996. 415 c.
15. Селиванов В. В. Методология и методы исследования культуры // Теория культуры / под ред. С. Н. Иконниковой, В. П. Большакова. СПб.: Питер, 2008. С. 31—70.
16. Станиславова И. Л., Соловьева Г. В. Модернизм и проблемы культурной коммуникации // Вестник Омского государственного университета. 2020. Т. 25. № 2. С. 75—80.
Для цитирования: Каргаполов Е. П. Двухуровневая концепция объекта культурологических исследований: актуальные вопросы теории // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2021. Т. 1. Вып. 1. С. 109— 116. DOI: 10.34130/2070-4992-2021-1-1-109.