Анализ существующих моделей разработки новых продуктов
DOI: 10.34130/2070-4992-2021-1-3-312
УДК 339.138
Борисов А. Б. – аспирант, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург, Россия, E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Целью исследования является изучение основных теоретических подходов к разработке новых продуктов. В статье рассмотрены современные тренды в управлении созданием новых продуктов, а также приводится описание структуры и сравнительный анализ моделей традиционного и клиентоориентированного подходов. Рассматриваются особенности наиболее распространенных традиционных методов разработки нового продукта, таких как модель Booz, Allen &Hamilton и модель Р. Купера «Stage-Gate Model», а также двух моделей клиентоориентированного подхода – дизайн-мышление и бережливый стартап. Основным отличием рассматриваемых подходов является то, что традиционный подход – это концепция, где в центре внимания находится компания, этот подход предполагает, что покупатель находится вне процесса создания ценности, а сам процесс происходит внутри фирмы. Клиентоориентированный подход предполагает, что в центре внимания находится потребитель, при таком подходе производство товаров зависит не от собственных возможностей предприятия, а от потребителя и его потребностей. В отличие от традиционной концепции клиентоориентированный подход делает фокус не на продукте, а на клиенте и его проблемах.
В результате проведённой работы выявлено, что традиционная модель идеально подходит для запуска нового продукта на стабильном и предсказуемом рынке с известными характеристиками, где понятна конкурентная ситуация и известны потребители. Клиентоориентированный подход приспособлен для работы в условиях неопределенности.
Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности применить инструменты рассмотренных методов разработки новых продуктов в зависимости от конкретной компании, разрабатываемого продукта и внешних факторов и таким образом повысить удовлетворенность клиентов, конкурентоспособность и результативность работы предприятия.
Дальнейшими направлениями развития представленного исследования являются изучение и анализ особенностей применения и практической оценки эффективности инструментов клиентоориентированного подхода к разработке новых продуктов.
Ключевые слова: разработка нового продукта, традиционный подход, клиентоориентированный подход, дизайн-мышление, бережливый стартап, потребитель.
Список литературы
1. Thomke S., von Hippel E. Customers as Innovators: A New Way to Create Value // Harvard Business Review. 2002. Vol. 80. № 4. P. 74–81.
2. Booz A., Booz H. New Product Management for the 1980s. 1982. 25 p.
3. Cooper R. G. Winning with new products: doing it right // Ivey Business Journal. July/August. 2000. P. 54-60.
4. Naiman L. Design Thinking as a Strategy for Innovation. URL: www.creativityatwork.com/design-thinking-strategy-for-innovation/?amp. (дата обращения: 15.03.2021).
5. Журавлева Н., Кутенева И. Дизайн-мышление. Думаем по-новому. М.: АНО «Корпоративный университет Сбербанка», 2013. 200 с.
6. Браун Т. Дизайн-мышление в бизнесе: от разработки новых продуктов до проектирования бизнес-моделей. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. 256 с.
7. Рос Б. Привычка достигать. Как применять дизайн-мышление для достижения целей, которые казались вам невозможными. М.: Манн, Иванов и Фербер. 2017. 256 с.
8. Ries E., 2011. The Lean Startup: How Today's Entrepreneurs Use Continuous Innovation to Create Radically Successful Businesses. Crown Business, 320 p.
9. Maurya A., 2012. Running Lean: Iterate from Plan A to a Plan That Works. O'Reilly Media, Inc, 240 p.
10. Купцова Е. В. Бизнес-планирование : учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2018. 435 с.
11. Рис Э. Бизнес с нуля. Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели. М.: Альпина Диджитал, 2011. 177 с.
12. Лаптев Г. Д., Шайтан Д. К. Управление созданием прорывных продуктовых инноваций в сформировавшейся компании // Вестник московского университета. Серия 6: Экономика. 2015. № 3. С. 76-92.
13. Cooper R. G., Kleinschmidt E. J. Winning businesses in product development: The critical success factors // Research-Technology Management. 2007. Vol. 50. № 3. P. 52-66.
14. Лидтка Ж. Думай, как дизайнер. Дизайн-мышление для менеджеров / Жанна Лидтка, Тим Огилви; пер. с англ. Т. Мамедовой. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. 240 с.
15. Раджу Н. Бережливые инновации. Технологии умных затрат. М.: Олимп-Бизнес, 2013. 248 с.
16. Фукс Х. Й., Важова Е. «Бережливые» инновации: от качества «премиум-класса» к «достаточно хорошему» // Инновации. 2015. № 9 (203). С. 128-131.
Для цитирования: Борисов А. Б. Анализ существующих моделей разработки новых продуктов // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2021. Т. 1. Вып. 3. C. 312–326. DOI: 10.34130/2070-4992-2021-1-3-312.