Вестник №2, 2016

          

Полный текст статьи

Д. Ю. Ноженко, Министерство экономики Свердловской области, г. Екатеринбург, Россия, министр, е-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

Актуальность исследования обусловлена характером современного этапа развития программноцелевого подхода в практике государственного управления. Автором раскрыта сущность адаптации нового инструмента стратегического планирования — государственных программ. По мнению автора, при внедрении новых инструментов государственного управления должны учитываться три вида предпосылок: макроэкономические, институциональные и региональные. К институциональным предпосылкам адаптации государственных программ субъектов Российской Федерации отнесены проведение административной и бюджетной реформ, а также трансформация системы стратегического планирования. Дана характеристика современных этапов развития программно-целевого подхода в контексте процессов административного бюджетного реформирования. В рамках каждой группы предпосылок выделены соответствующие факторы адаптации государственных программ субъектов Федерации. Так, на адаптацию к изменяющимся макроэкономическим условиям наибольшее воздействие оказывают: курс национальной валюты; экономические санкции; переход на политику импортозамещения; миграционные процессы; отток капитала. Факторы адаптации,связанные со специфическими условиями развития конкретного региона, подразделены на геополитические, институциональные, экономические, социальные, национально-культурные, природно-климатические. Учет предпосылок и факторов позволяет повысить эффективность внедрения нового инструмента государственного управления в условиях российских регионов.

 Ключевые слова: программно-целевой подход, новое государственное управление, административная и бюджетная реформа, стратегическое планирование, регионы России.

Список литературы

  1.  Добролюбова Е. И. Внедрение принципов и процедур управления по результатам в Российской Федерации: промежуточные итоги и направления развития // Вопросы государственного и муниципально-го управления. 2008. № 3. С. 133—165.
  2.  Дорошенко С. В., Ноженко Д. Ю., Соломатин Я. И. Внедрение новых механизмов оптимизации государ-ственного регулирования в российских регионах // Вестник ЧелГУ. Серия: Экономика. 2013. № 40. С. 53—57.
  3.  Ноженко Д. Ю. Программные методы управления региональным развитием // Материалы III Всероссийского симпозиума по региональной экономике. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2015. Т. 3. С. 112—117.
  4.  Ноженко Д. Ю. Государственная программа как инструмент финансовой модернизации региональ-ного менеджмента // Новая индустриализация и умная экономика: вызовы и возможности: материалы Пермского конгресса ученых-экономистов: в 2 т. / Перм. гос. нац. исслед. ун-т. Пермь, 2015. Т. 1. С. 180—184.
  5.  Поспелова Е., Казакова М. Применение концепции NewPublicManagement в России. URL: http://institu-tiones. com/strategies/2627-primenenie-koncepcii-new-public-management-v-rossii.html
  6.  Татаркин А. И., Дорошенко С. В. Институт стратегического планирования в условиях формирования саморазвивающихся регионов // Экономика и общество. 2009. № 11—12. С. 100—120.
  7.  Худякова Т. С., Шеломенцев А. Г. Сравнительный анализ направлений государственных программ ре-гионов Уральского федерального округа // Экономический журнал. 2015. Т. 40. № 4. С. 43—49.
  8.  Черемушкин С. Государственное управление. URL: http://pubadm.narod.ru/Theory/concepts.htm
  9. Шеломенцев А. Г., Дорошенко С. В., Шамков Ю. В. Оценка регулирующего воздействия как механизм защиты экономических интересов России в условиях ВТО // Бизнес, менеджмент и право. 2013. № 1 (27). 29—32.

Для цитирования: Ноженко Д. Ю. Предпосылки и факторы адаптации государственных про-грамм субъекта федерации // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвести-рования Сыктывкарского государственного университета. 2016. № 2. C. 149—155.