Вестник №2, 2021

          

Проблемы взаимодействия регионального центра и муниципальных органов в процессе реализации государственных программ

 

DOI: 10.34130/2070-4992-2021-1-2-201

УДК 332.02

Текст статьи  

Шурчкова Ю. В. – к.э.н., доцент кафедры международной экономики и Внешнеэкономической деятельности факультета международных отношений, Воронежский государственный университет, Воронеж, Россия, E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Шилова И. В. – преподаватель кафедры международной экономики и внешнеэкономической деятельности, Воронежский государственный университет, Воронеж, Россия, E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В статье поставлена задача проанализировать факторы, влияющие на возникновение проблем в ходе осуществления на уровне муниципалитета государственных программ, направленных на достижение национальных целей, и предложить возможные меры для повышения эффективности их реализации. В современных условиях достижение поставленных показателей в рамках государственных программ и их региональных компонентов является залогом устойчивого развития страны в целом. В большинстве работ рассматриваются проблемы реализации программ в общенациональном аспекте, наша задача заключалась в исследовании сложностей выполнения программ на муниципальном уровне на примере ЦЧЭР. В качестве методологии применялся системный подход, была изучена литература, документы и информационные порталы региональных правительств. Проведен сравнительный анализ национальных целей развития Российской Федерации и рассмотрены изменения национальных программ и связанных с ними целевых показателей. Рассмотрены различные аспекты взаимодействия регионального центра и муниципалитетов, неудовлетворительная организация которого снижает положительный эффект от реализации национальных программ. В результате были выявлены основные факторы, обусловливающие возникновение проблем при реализации государственных программ, направленных на достижение национальных целей развития, которые привели к сокращению темпов освоения бюджетных средств по целому ряду проектов по сравнению с запланированными показателями. Недостаточная мотивация как населения и бизнес-структур, так и представителей муниципальных органов власти, в том числе в виде софинансирования; неполный объем выделения финансовых ресурсов для конкретной муниципальной территории; недостаточные разграничения зон ответственности между отдельными муниципальными образованиями; невысокое качество планирования системы показателей эффективности реализации проектов; пробелы в существующем законодательстве по вопросам закрепления процесса участия органов муниципального управления в реализации национальных проектов — основной список факторов, негативно воздействующих на успех реализации программ.

Ключевые слова: национальные цели, индикаторы национальных целей, региональный аспект, проблемы реализации программ, финансирование национальных программ.

Список литературы

1. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года : указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 24.04.2021).

2. Eurostat. Sustainable development in the European Union. Monitoring report on progress towards the SDGs in an EU context 2020 edition. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/documents/3217494/11011074/KS-02-20-202-EN-N.pdf (да-та обращения: 24.04.2021).

3. United Nations. Department of Economic and Social Affairs. The 2030 Agenda for Sustainable Development. URL: //sdgs.un.org/2030agenda (дата обращения: 24.04.2021).

4. Eurostat. Sustainable development in the European Union Key messages. 2015 edition. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/documents/3217494/6987735/KS-GU-15-001-EN-N.pdf (дата обращения: 24.04.2021).

5. Eurostat. Sustainable development in the European Union. A statistical glance from the viewpoint of the Sustainable Development Goals. 2016 edition. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/documents/3217494/7745644/KS-02-16-996-EN-N.pdf. (дата обращения: 24.04.2021).

6. OECD. OECD and the Sustainable Development Goals: Delivering on universal goals and targets. URL: https: //www.oecd.org/dac/sustainable-development-goals.htm (дата обращения: 24.04.2021).

7. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года : указ Президента РФ от 13.05.2017 г. № 208. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 24.04.2021).

8. Вишневский А. Г. Теоретико-методологические подходы к разрешению противоречий национальных целей и национальных проектов // Научные труды Волынского экономического общества России. 2019. № 3. С. 100—119.

9. Суханова Т. В., Евченко А. А. Социально-экономические индикаторы достижения целей устойчивого развития // Образование и наука в современном мире. Инновации. 2020. № 3 (28). С. 95—103.

10. Ильминская С. А. О неоднородности и пространственных проекциях национальных целей развития // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. 2020. № 11. С.11—13.

11. OECD. Better Policies for 2030 An OECD Action Plan on the Sustainable Development Goals. URL: https://www.oecd.org/dac/Better%20Policies%20for%202030.pdf (дата обращения: 24.04.2021).

12. European Commission. Study of indicators of Sustainable development at local level. 2004. URL: https://publications.jrc.ec.europa.eu/repository/handle/JRC26993 (дата обращения: 24.04.2021).

13. Лысенко А. А., Шайбакова Л. Ф. Проблемы при реализации национальных проектов Российской Федерации // Вопросы студенческой науки. 2021. № 1 (53). С. 234—238.

14. Бедняков А., Миэринь Л. Национальные проекты России проблемы и решения // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Научный журнал. 2019. № 4 (118). С. 20—25

15. Шурчкова Ю. В. Состав и структура комплекса маркетинговых коммуникаций, реализуемых в сети «Интернет» // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2011. № 7. С. 116—120.

16. Гуртуева Ф. А. Анализ проблем реализации государственных программ в Российской Федерации // Экономика и бизнес: теория и практика. 2017. № 5. С. 45—49.

17. Конченкова Т. Н., Шанин С. А. Проблемы реализации государственных программ: оценка и практика приме-нения // Проблемы и механизмы оценки эффективности системы государственного и муниципального управления: теория и практика : сб. тезисов докладов и статей межд. научн.-практ. конф. российских и зарубежных университетов и РЭУ им. Г. В. Плеханова при участии представителей государственных и муниципальных органов власти. Москва, 25 мая 2016 года / отв. ред. Р. А. Абрамов М.: Общество с ограниченной ответственностью Издательский Дом «Третьяковъ», 2016. С. 130—146.

18. Филатова М. Э. Проблемы местного самоуправления в Воронежской области // Вестник ВГУ. Серия: Исто-рия. Политика. Социология. 2016. № 2. C. 117—119.

19. Ботарева Е. А. Национальные проекты в инструментах реализации территориальной социально-экономической политики РФ // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. № 1—2 (52). С. 74—78.

20. Kusakabe E. Advancing sustainable development at the local level: The case of machizukuri in Japanese cities. Elsevier Ltd. 2012. URL: http://dx.doi.org/10.1016/j.progress.2012.06.001 (дата обращения: 25.04.2021 г.)

21. Кабашов С. Ю. Местное самоуправление в Российской Федерации. М.: Флинта, 2018. 608 с.

22. Nagy J. A., Benedek J., Ivan K. Measuring Sustainable Development Goals at a Local Level: A Case of a Metropolitan Area in Romania. MDPI. Sustainability. 2018. Vol. 10. URL: https://www.mdpi.com/journal/sustainability. (дата обращения: 24.04.2021).

23. Шурчкова Ю. В. Конкурентная среда и ее влияние на стратегию поведения организации: специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)» : автореф. дис. … к.э.н. Воронеж, 2004. 22 с.

24. Шилова И. В. Оценка факторов, влияющих на инновационную активность предприятий региона // Современная экономика: проблемы и решения. 2015. № 12(72). С. 156—164.

Для цитирования: Шурчкова Ю. В., Шилова И. В. Проблемы взаимодействия регионального центра и муниципальных органов в процессе реализации государственных программ // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2021. Т. 1. Вып. 2. С. 201—209. DOI: 10.34130/2070-4992-2021-1-2-201.